Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Аида" Дж.Верди в МАМТе, реж. Петер Штайн (генеральная репетиция)

Оценивать музыкальное качество по прогону, конечно, некорректно - можно только отметить, что Феликс Коробов, за исключением отдельных ярко выраженных кульминаций, задает медленные темпы и оркестр у него звучит плавно, чуть приглушенно, сглаженно - что, в принципе, очень здорово, но, по-моему, для Верди не слишком подходит, получается несколько манерно, да и вообще неубедительно, уж на Верди-то можно и "пореветь", по крайней мере, как выражаются в подобных случаях матерые представители прогрессивной музыкальной общественности - "мяса не хватает". Тем не менее "вегетарианский" Верди как вариант небезынтересен. Однако в любом случае спектакль привлекает внимание именем режиссера, пускай и слава его давно отгремела и в мире сейчас другие постановщики ходят в тузах. Штайн говорит, что в "Аиде" противопоставлены "цивилизация" и "варварство", "первый мир" и "третий" - визуально это в постановке обозначено достаточно наглядно, но концептуально не развито. Вообще элементов драматического действия в спектакле раз-два и обчелся: ну ревнивая Амнерис, правда, попинывает ногами соперницу-рабыню; бурные объяснения в третьем акте
Аида хватает отца за ноги, затем Амонасро подслушивает их с Радамесом разговор, а за ними подсматривают стражники и спешат доложить Амнерис (мизансцена в духе "янычары пошли, пошли янычары"); а в предпоследней картине Амнерис нервно страдает, пока жрецы за задником судят Радамеса, а в финале вскрывает себе вены на камне, загородившем темницу любимого, и картинно истекает клюквенным соком. В целом же он тяготеет к ораториальному формату: исполнители ходят под прямым углом и воздевают руки кверху. На такой формат работает и минималистская сценография (причем скорее условно-абстратного, чем исторического характера; поражают хайтековой стерильностью фараоновы подвалы в шестой картине), и свет, и костюмы (не в пример декорациям как бы "исторические", но артисты в них все же больше смахивают на инопланетян из кинофантастики 1970-х), и отбивка занавесом каждой картины. Апофеозом такого подхода становится вторая картина в храме Вулкана, с опускающимся из округлого проема солярным знаком в виде блестящего металлического щита. Зато Штайн не отказывается от пафосного прохода войск с флагами и пленными в картине "у ворот Фив", более того, добавляет к шествию современный духовой оркестр, с тромбонами, с тубой и, как полагается, с мини-пюпитрами. Еще одна дань "современности" - полуголая Амнерис со спины, одеваемая служанками: в сравнении с "Русланом и Людмилой" Чернякова целомудренно, но по теперешним понятиям уже почти крамола. Смешным (не забавным, а именно смешным, даже нелепым) показался мне танец "зеленых человечков" в покоях Амнерис (кого на самом деле изображала детская балетная группа, я до конца не понял - вероятно, юных пленников). А впрочем, статичность ритуала в конфликте с подвижностью живых чувств, неподконтрольных государственной логике - в этом, пожалуй, есть смысл.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments