Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Онегин" по А.Пушкину, театр "Красный факел", Новосибирск, реж. Тимофей Кулябин

Европейский театр азиатской сборки - но на удивление высокого качества. У Кулябина есть вкус, а вкус для режиссера и вообще для всякого художника - первое дело; фантазия, интеллект, эмоциональность - ничего не стоят, если не прилагаются к вкусу. В какой-то мере я бы, может, и согласился с теми, кто увидел в новосибирском "Онегине" не более чем пересказ или даже иллюстрацию - действительно, режиссер ни из Пушкина неожиданных смыслов не вытаскивает, ни от себя не добавляет. Но в данном случае я бы сказал - уж бог с ними, со смыслами, пускай будет формалистский этюд, зато этюд, в своем роде безупречно выстроенный. Ну почти безупречно, потому что имитировать половой акт в трусах - это все-таки дурной тон, особенно с таким дряблым торсом, как у исполнителя заглавной роли. Но в остальном - отличная работа, прежде всего режиссерская, и единственный за последние недели привозной драматический спектакль, который я от начала до конца смотрел не через силу (не исключая, к сожалению, и бутусовского "Макбета", хотя понятно, что Кулябин и Бутусов выступают в разных "весовых категориях").

Отлично придумано: большая часть использованных в спектакле фрагментов первоисточника воспроизводится голосом "за сценой", меланхоличным полушепотом, немного напоминающим известную запись Иннокентия Смоктуновского; тогда как речь персонажей построена на подчеркнуто и где-то заостренно современных, сниженно-бытовых интонациях, аккуратно и без излишеств разбавлена словами-"паразитами", и на этом контрапункте роман в стихах действительно, а не номинально, начинает звучать свежо, неожиданно. Мало того, в отдельных эпизодах контраст между Пушкиным как "нашим всем" и героями "Евгения Онегина" как живыми характерами углубляется еще больше - например, гости на "именинах Татьяны" по очереди декламируют ей от всей души популярные любительские стишки типа "что пожелать тебе не знаю..." - неудивительно, что девушка, застремавшись, в ужасе сбегает от праздничного стола. А как здорово представляет Ленский при первом появлении Онегина у Лариных: "Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы или блистали... Мой читатель!" - это при том, что читатель-почитатель Ленского, как хотелось бы самовлюбленному псевдоромантику, называет ленские стишки дрянью, да и его самого аттестует не слишком благожелательно - когда Татьяна обнаруживает в его "убежище" кинопленку с "файлом", на которой Онегин типа "исповедуется", хотя он и тут больше выделывается, гримасничает, чем говорит от души (запись сделана до роковой дуэли, разумеется).

Самые эффектные моменты спектакля - однозначно, пролог и финал. Пролог построен как повторяющийся ритуальный цикл: Онегин на матрасе, к нему приходит девица в простыне, садится сверху и удовлетворяет его, Онегин идет к ноутбуку покурить, потом - застолье с белым вином, бал с однообразными танцами, и снова - на спину, снова девица и т.п. Ноутбук, микроволновка, потом еще кассетный магнитофон и танцы под граммофонную пластинку, причем все пластинки играют одну и ту же музыку; в последующих эпизодах - портфолио Ольги (еще в фойе до начала спектакля воспроизводятся на экране слайды), которая превратилась то ли в фотомодель, то ли восходящую кинозвезду (с Ленским они даже шутя разыгрывают пластический этюд на тему "Титаника" Кэмерона) - это, конечно, приметы не какой-то конкретной эпохи, а разных, и это условное внеисторическое "время", при некоторой наивности и вторичности задачи, очень точно соответствует общему замыслу постановщика: показать характеры и ситуации, описанные Пушкиным, как универсальные. А финал - ну просто восхитительный: после "ярмарки невест" режиссеру уже не нужен текст, достаточно лаконичной и емкой пантомимы: Татьяна встает со стула, оставляя на нем пальто, Онегин садится на стул, а в глубине сцены появляется его обратившийся в пепел "двойник", который разлетается, развеивается вентилятором, остается только металлический каркас - простота и изысканность подкупающая. Не всех, правда, устроили упражнения с кусками мела, каракули на стенах и особенно меловая крошка, разлетающаяся по сцене - но тут ничего не поделаешь, современный театр - зона риска, мел - это еще не самое страшное, с чем можно столкнуться.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments