Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Екатеринбургский театр оперы и балета: "Борис Годунов" и одноактные балеты

"Бориса Годунова" я, как ни странно, уже видел на его родной сцене и еще полтора года назад:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2438783.html

Но спектакль настолько понравился мне, прежде всего музыкальным качеством, что возможности сходить на него снова я не упустил. Правда, переезд сказывался и на звучании, необходимой стройности, особенно между хором и оркестром, в Москве удавалось добиться в еще меньшей мере, некоторые голоса куда-то пропали (прежде всего у Пимена). Зато добавились всякие побочные эффекты с чисто московским колоритом: под правым ухом Гутерман фотоаппаратом щелкает, за левым безрукая Роза с подругой разговаривает в голос, подруга кашляет, Пизденыш при них, а безумной фее дурак какой-то подарил программку, так она от неожиданности вообразила себя светской дамой и давай в эту бумажку поминутно тыкаться, выискивать кто кого играет - и эти люди запрещают мне ковыряться в носу! А впрочем, спектакль я и второй раз посмотрел с удовольствием. Только сдается мне, в Екатеринбурге я видел народные сцены более активные и жесткие, а в Москве все выглядело более гладко - но могу и ошибаться, и также не обратил внимание, принимает ли по-прежнему Гришка порошки или завязал. А вот Варлаама я запомнил очень хорошо с первого раза - лихой безногий десантник-инвалид, ветеран взятия Казани, прыгающий по обеденному столу на тележке.

С балетным вечером все сложнее, тем более, что две одноактовки из трех ставил Вячеслав Самодуров. Оставшуюся "Консерваторию" Бурнонвиля вынесли в начало программы - стилизованный класс-концерт в обстановке балетного репзала, с ряженым скрипачом за пультом, разновозрастными учениками и строгими педагогами, смотрелся бы мило, если б не провалы по части танцевальной техники у исполнителей - балерины оступались и чуть не падали на ровном месте, у танцовщиков же физическая форма даже для "преподавателей" оказалась не самой блестящей, малолетки были трогательными, все остальное - если не позорно, то по меньшей мере жалко.

Из двух самодуровских опусов "Вариации Сальери" мне показались более достойными. По крайней мере, в них есть стиль, пусть и вторичный. Белые платья и серые костюмы имеют эффектный вид на красном фоне. Сменяющие друг друга короткие эпизоды-этюды придают спектаклю динамики. Наличие самоиронии тоже радует. И "Вариации Сальери", и "Cantus Arcticus" - т.н. "поздняя неоклассика", но как показал пермский пример, под это расплывчатое определение можно подогнать что угодно в амплитуде от Форсайта до Мирошниченко, что последний и сделал, объединив себя с Форсайтом в одной программе. Самодуров получше Мирошниченко, но Cantus Arcticus в явной попытке косить под Форсайта смотрится менее убедительно, чем "Вариации Сальери". Сказывается и качество музыкального материала - Сальери, допустим, не считается гением (хотя ему, может, просто не повезло в истории), но все-таки «26 вариаций на тему испанской фолии» в исполнении оркестра под управлением Павла Клиничева (а дирижерская работа отмечается особо) даже просто на слух гораздо интереснее, чем "постимпрессионисткая" партитура финского автора Эйноюхани Раутаваара с использованием записи птичьих голосов. А уж пластическое решение в "Cantus Arcticus" просто смехотворное - какие-то детсадовские движения, моментами чисто иллюстративные, а где-то сводимые к набору нехитрых гимнастических упражнений.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments