Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Публичное чтение" В.Печейкина в библиотеке им. Ф.Достоевского, реж. Денис Азаров

В таких случаях я обычно говорю: между премьерой балета и визитом к проститутке Пушкин вспомнил о няне. Понятно, что не буквально, а если буквально - тогда между одним балетом и другим балетом, но суть примерно та же - главное, что между. Раньше спектакль играли вечерами в библиотеке СТД, а вечером мне, разумеется, было неудобно. Как вдруг неожиданно оказалось, что и не вечером вовсе, а днем, но и в другой библиотеке - им. Достоевского, на Чистых прудах. Ну конечно, я захотел пойти, потому что помнил еще по презентации проектов "Открытой сцены", что Валера Печейкин сделал сочинение по мотивам "Тошноты" Сартра. Не то чтоб я разочарован, мотивы Сартра в наличии и даже имя его напрямую в пьесе упоминается, но совсем не те мотивы, о которых я, зная Валеру, подумал - а он, зная меня, тоже наверняка догадается, о чем подумал я.

В "Публичном чтении" не обнаруживается жесткой композиционной структуры, какая была, например, в "Моей Москве" -

http://users.livejournal.com/_arlekin_/1553994.html

- правда, "Мою Москву" я читал еще до официальной публикации, а тут приходилось воспринимать на слух. Тем не менее в пьесе, против всех ожиданий, имеется какой-никакой сюжетец. Девушка, заморочившись на тему компонентов йогурта, отправилась в библиотеку, куда не ходила десять лет, и стала читать все про молоко, засидевшись до ночи. А ночью (еще удивляются вопросам "Как пройти в библиотеку?") там появился странный парень с неким аппаратиком, сканирующий книги, но не все подряд, а только самые скучные и ненужные. Обмен информацией между двумя придурковатыми на первый взгляд фанатиками заканчивается поцелуем, а финале герои раздеваются догола и вместе с фикусом в кадке изображают Адама и Еву. Буквально накануне смотрел "Аркадию" Стоппарда в Ботаническом саду, так что оригинальным ход с растением в кадке мне не показался, зато сидя прямо под носом у артистов, я не все детали за фикусом успел разглядеть - так обидно, прям хоть еще раз приходи на спектакль. Но режиссерская концепция, с мерцающими настольными светильниками и разбрасыванием тяжелых книжек по полу в обстановке реальной библиотеки (на фоне собрания сочинений Василия Белова и разрозненных томов Марининой - наверное, книжки случайные и расставлены на полках для антуража, какие не жалко и чтоб посетители не попиздили) мне, в принципе, ясна, так что не уверен, стоит ли идти снова.

После 45-минутного представления успел накоротке переговорить с автором, но поскольку мы одновременно провожали взглядом стайку мальчиков из академии ФСБ (все-таки туда отбирают лучший материал, нельзя не признать), то попытаюсь сосредоточиться на пьесе хотя бы сейчас. С Доротой Масловой я Валерия Печейкина уже как-то сравнивал. Теперь эта ассоциация возникла снова. Только Масловская как прозаик известнее, чем как драматург, а Валера упорно пишет исключительно для театра и кино (насколько мне известно), хотя мог бы преуспеть и в другом роде литературы. То, что у него получается, порой весьма остроумно - но для формата монолога или скетча, а композиционно в полноценную пьесу (даже если сколь угодно отходить от аристотелевых стандартов драы) выстраивается с трудом, эту особенность я отметил при самом первом знакомстве с печейкинским творчеством, на читке "Соколов", показавшихся мне "безразмерными". Монолог девушки в "Публичном чтении" тем не менее довольно живенько прозвучал - и за счет исполнительницы (Яна Иртеньева из "Седьмой студии"), и просто по качеству текста. С героем (Кирилл Манаков) проблем больше и в том и в другом аспекте. Я так и не понял - то ли здесь драматург уходит в фантастический реализм, то ли я просто не улавливаю в силу своего технического кретинизма некоторых моментов, связанных с завиральными теориями персонажа о мгновенном, всеобщем и полном доступе к информации - и пока я пытался вдуматься, актеры уже разделись и встали за фикус.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments