Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Братья и сестры" Санкт-Петербургского МДТ, реж. Лев Додин

Режьте меня, топчите ногами - я не понимаю, почему это признано величайшим спектаклем эпохи, постановкой легендой и т.п. Боже упаси говорить, что спектакль плохой. Он очень хороший. За шесть часов чистого сценического времени (это не считая трех антрактов) ни разу не возникло желание полезть в карман за мобильником и посмотреть, который час. Только при чем здесь спектакль-легенда? В чем заслуга режиссера? В том, что он в нужное время взял в руки и перенес на сцену нужный (и по-настоящему выдающийся) текст? Перенес грамотно, профессионально, сделал крепкий, добротный, интересный и глубокий спектакль. Но, как говорила Карлсону фрекен Бок, "на телевидении таких хватает без вас!" В чем шедевральность собственно спектакля? Чем он такой выдающийся на фоне десятков других замечательных достижений классического психологического театра, начиная с "Царя Федора Иоанновича" 1898 года в Художественном театре и заканчивая "Ивановым" Виталия Соломина в Малом?

Другое дело, что "Братья и сестры" - выдающееся социально-культурное явление. Но не театральное. Вот "Гамлет" Любимова остался не только в политической истории страны, но и в истории театрального искусства - хотя бы занавесом своим и Высоцким-Гамлетов. Ничего революционного, принципиального нового и знакового в том, что касается конструктивных особенностей спектакля, Додин не предложил, и сегодня, 20 лет спустя, когда социальная, событийная значимость постановки неактуальна, это особенно очевидно. Да, команда талантливых питерских евреев не просто разыграла по ролям роман русского писателя-деревенщика, ребята отправились в деревню к Федору Абрамову, транскрибировали там северный говор, который старательно (педалируя стяжение гласных в глагольных формах и озвончение интервокального "г" в косвенных падежах относительных местоимений) воспроизводят на сцене. Но то, что своей кровью написал Федор Абрамов, для Додина, Кацмана и Фильштинского - не более чем повод для exercise de style. С таким же успехом команда Додина могла, готовясь к постановке "Мещанина во дворянстве" Мольера, прожить месяц в Версале. Вот и "Братья и сестры" для МДТ - это трагедия "пейзан" в эпоху тоталитаризма. К сущностным началам жизни и трагедии русской деревни этот спектакль имеет не большее отношение, чем песня Ирины Аллегровой "Императрица" к истории русского императорского двора. Тоже, кстати, очень хорошая песня.

Кроме всего прочего, я не понимаю: если показывать раздетых мужиков, трясущих членами в бутафорской бане, необходимо для придания театрального действу эффекта достоверности, то есть Семак в тазике с голой жопой - это типа "реализм", то выбритые подмышки и депилированная грудь у колхозников 40-х годов - это типа что? "символизм"? "гламур"? (Кстати, раньше я не замечал, что Семак так похож на Андрея Малахова).

UPD
Смотрел по "Культуре" "Бразилию" Терри Гиллиама и в который раз поражался этому режиссеру. Вот пример всем схимникам арт-хауса. Пример того, что визуально яркое и высокотехнологичное зрелище может быть глубоко содержательным и представлять из себя знаковое явление культуры. Фильм снят в том же 1985 году, в котором вышли "Братья и сестры" Додина.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments