Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Пробуждение весны" Ф.Ведекинда в "Гоголь-центре", реж. Кирилл Серебренников, Алексей Франдетти

Вроде бы этап, когда каждый поход в "Гоголь-центр" превращался для меня в экстремальную антропологическую экспедицию, давно позади - то есть ничего не изменилось, не разрешилось, не нормализовалось, но болезнь из острой фазы постепенно перетекла в хроническую и явные злокачественные симптомы сошли на нет. Однако "Гоголь-центр" - территория сюрпризов: не одно, так другое. Последнее из декабрьской серии представлений "Пробуждения весны" мы для себя наметили сильно заранее и никаких форс-мажоров не предполагали, как вдруг накануне разразилась очередная буря в стакане воды, связанная с "запретом" на "премьеру" фильма про "Пусси Райот". Честно сказать, я только из новостей про запрет об этой премьере и узнал - полагаю, не я один, но дело не в этом. Реакция на письмо из департамента за подписью Капкова сводилась в основном к шокирующему откровению: ах-ты батюшки, у нас, оказывается, есть цензура! Действительно - кто бы мог подумать. Не имея фейсбука, я тем не менее удосужился ознакомиться и с манифестом самого Серебренникова по этому поводу. Там все, как принято в такого рода воззваниях, по правилам: и призывы к профессиональному сообществу, и предостережение, что "за вами тоже придут". Как и следовало ожидать, т.н. "профессиональное сообщество" осталось равнодушным, за исключением отдельных случаях злорадства - как оставался до сих пор и сам Серебренников, когда "приходили" за кем-нибудь другим, он же, вообще-то, не первый в списке, даже если ему очень хочется, но ему тоже есть что терять.

"Кого так мог испугать спокойный разговор нескольких сот зрителей Гоголь-центра с выпущенными по амнистии девушками? Кого так испугала премьера фильма, который получил кучу призов и который ничего нового нам ни о власти, ни о нас с вами сообщить не может, так как сделан довольно давно? Не понятно..." - выплескиваются из фейсбука риторические вопросы. А я, в свою очередь, тоже недоумеваю: кому мог помешать один-единственный блогер, пришедший посмотреть далеко не премьерный спектакль по купленному в кассе билету? И тем не менее стоило несчастной Аннушке меня заметить на "Братьях", как она и сама на меня спикировала, и свору натравила. Стало быть, дело не в "религиозной цензуре" (что православие - не религия, а чисто секулярная идеология фашисткого, имперско-милитаристского толка, я лишний раз в деталях распространяться не хочу), и не в "цензуре" вообще, а в том, как устроены в этой стране головы, причем у всех без исключения, независимо от должности и взглядов (как показывает практика, должности меняются легко, а с ними и взгляды). Кстати, безумная фея абсолютно убеждена, что несчастную Аннушку переклинило в отношении ко мне после того, как я невзначай написал, что Серебренников в перспективе окажется в подвале Лубянки и будет вынужден пить собственную мочу - по наивности я предполагал, что сделаю Кириллу Семеновичу комплимент, таким образом ассоциируя его с Мейерхольдом, но, видать, и впрямь перемудрил - несчастная не сумела связать концы с концами и, принимая дела патрона чересчур близко к сердцу (иногда кажется, что ближе, чем сам К.С.), посчитала себя оскорбленной в лучших чувствах. А я, помимо того, что не имел в виду ничего плохого, вообще-то пошутил, поскольку нимало не сомневаюсь - Серебренников, в отличие от Мейерхольда, осознает, на каком свете находится, и даже если в глубине души воображает себя "вождем театрального Октября", то не до такой степени тщеславен, чтобы ради имиджа за убеждения пострадать подобно какому-нибудь Ходорковскому (да и что Ходорковский - столько лет из последних сил изображал Манделу, а все равно спекся). Однако и профессиональное сообщество, и соображения имиджевые - вещь тонкая, нетрудно было предвидеть, что Мастерская Фоменко и МХТ, не говоря уже про духовный театр "Глас", спектакли в знак протеста против надвигающегося призрака цензуры отменять не станут. А что мешало "протестнуть" собственно "Гоголь-центру"? Мол, раз вы, такие-сякие, фашисты, нас своей гребаной цепью душите, то мы на вас, гадов, трудиться не хотим. Я чего-то подобного, признаюсь, опасался, и из чисто практических соображений - мы ж, говорю, заранее на "Пробуждение весны" собрались. А ничего - ни "Пробуждение весны", ни запланированный параллельно спектакль на малой сцене никто не отменил, и к вечеру скандалом уже не пахло. Поплакали в фейсбук, утерлись - и спокойно продолжали путь, непростой труд на ниве народного просвещения, приобщения туземцев к общечеловеческим ценностям. Приобщились и мы с безумной феей, а также, как виднейший представитель "маленьких любителей искусства", Пизденыш; от начальства присутствовала Шерменева (после ухода из департамента зачастившая по театрам и вернисажам - каждый день ее вижу буквально, тоже спешит смотреть, пока все не позапрещали); ну и, до кучи, отставной критик Демин - я-то в силу личного интереса и сам за себя отвечаю, а он - на секретном спецзадании, под прикрытием работает.

Очень хотелось бы, ей-богу, в связи с "Гоголь-центром" сосредоточиться наконец исключительно на качестве художественного продукта, не обращая внимания на побочные эффекты. Но никак не находится достойного повода. Из пяти спектаклей, которые я здесь видел, ни один, даже если отбросить всяческие предубеждения, не тянет на статус выдающегося произведения. Что-то просто физически невыносимо смотреть, что-то смотреть можно, если иметь достаточно терпения и времени, что-то вызывает живой интерес - но я как отметил почти год назад, после открытия "Гоголь-центра", что театр - это спектакли и только спектакли, а не манифесты, не специальные программы, не пространство для общения и не уж подавно не пиар-кампании, так и по сей день остаюсь, причем не только применительно к "Гоголь-центру", при том же мнении. Особенно забавно было читать отзывы прикормленных рецензентов (а никаких иных в "Гоголь-центр" пущать не велено) на недавнего "Гамлета": и как только эти бедолаги от натуги не лопнули, выдавливая из себя по капле сколько-нибудь благожелательные характеристики для опуса, который не вызывает при просмотре и после себя не оставляет ничего, кроме скуки! "Пробуждение весны" - не худшее из того, что я в "Гоголь-центре" за прошедший год посмотрел. Я бы сказал (безумная фея со мной, правда, не согласилась), что это, в общем, неплохо сделанная вещь. Покажи ее в Москве, к примеру, Хабаровский ТЮЗ - так и вовсе сошла бы за большое достижение. Но и по московским стандартам - как минимум не позорно.

Схематизм, хочется мне думать - плод концептуального режиссерского расчета, а не следствие непродуманных решений. Тем более, что номинально "Пробуждение весны" - мюзикл, столетней давности пьеса Ведекинда взята за основу, но играется адаптированная бродвейская версия Дункана Шейка (композитор) и Стивена Сейтера (либреттист). Музыкальное качество версии этой версии вряд ли заслуживает серьезного разговора - на уровне как материала, так и исполнения (оркестр как оркестр, но занятые артисты - не профессиональные певцы, а ведь сегодня театральные студенты зачастую поют и танцуют лучше, чем говорят, что выученики Серебренникова прекрасно демонстрируют в "Охоте на Снарка", сочинении своего однокурсника Юрия Лобикова - он и в "Пробуждении весны" занят тоже, но в другом составе, мы его не увидели - и на мой взгляд, "Охота на Снарка" вообще самый удачный опус "Седьмой студии" на сей день) - зонги в данном случае лишь разбавляют, оживляют действие, не обогащая его содержательно. А драматургия схематизирована до крайности. Взрослые ведут с подростками борьбу не на жизнь, а на смерть, причем выступают единым фронтом, безликие персонажи, все эти родители, учителя, врачи, священники - их и играют одни и те же артисты (Андрей Болсунов и Анна Гуляренко, в альтернативном составе - более именитые Олег Гущин и Юлия Ауг), и все они неизменно предпочитают смотреть в экран телевизора (как вариант - монитора камер наблюдения в школе), а не детям в глаза. Упрощая в целом конфликт, Серебренников и индивидуализированные подростковые типы во многом обобщает: главный герой, Мельхиор (Риналь Мухаметов) - развитый не по годам интеллектуал-заика, его друг Мориц (Роман Шмаков) - хулиганистый, сексуально озабоченный, что для его возраста как раз нормально, обычный паренек; подружка Мельхиора - наивная девочка Вендла, до того простая, что не знает, откуда дети берутся, пока сама не забеременеет; одна из ее приятельниц, Илзе (Мария Поезжаева) - в противоположность Вендле, преждевременно готовая на опасные эксперименты со взрослыми мужчинами; внешне благопристойный Хенсен (Александр Горчилин) скрывает свою гомосексуальность, но позволяет себе дать ей выход в темноте кинозала с однокашником Эрнстом (Филипп Авдеев) и т.д. Режиссер (режиссеры - еще и Алексей Франдетти таковым значится) извлекают основные мотивы пьесы из обстановки эпохи, когда она была написана, но и жестко к конкретной ситуации, к современной российской повседневности их не привязывают - по крайней мере, такое складывается впечатление. Трудно представить, с одной стороны, что сегодняшняя русскоговорящая школьница не знает, откуда берутся дети, а с другой, отношение, скажем, к гомосексуальности, да еще подростковой, даже для почитающих себя "продвинутыми" представителей аудитории "Гоголь-центра", не говоря уже про обыкновенных русских, еще более дикое, чем в Европе сто лет назад. Простой пример из спектакля: когда целуются мальчик с девочкой (Мельхиор и Вендла), которые, само собой, тоже гуляют вместе по крышам вопреки навязанным взрослыми правилам, публика аплодируют; когда же правилам вопреки целуются два мальчика в темном кинозале (Хенсен и Эрнст) - театральный зал напряженно молчит, тишину разбавляют сдавленные пошленькие смешки да топот убегающих ревнителей традиционных ценностей и духовных скреп, которые не только каким-то чудом залетели в "Гоголь-центр", но и еще большим чудом пересидели антракт.

Та же установка на условно-абстрактный подход определяет и художественное оформление: основные элементы декораций - ящики, которые служат и партами, и шкафами, а под конец (когда исключенный из школы Мориц покончит с собой, а Вендла погибнет в ходе неудачного аборта, к которому ее принудит мать) и надгробными плитами;
школьная форма девочек, фартук поверх платья, приближена к вышедшему из обихода советскому образцу, мальчуковые костюмы - в меньшей степени. Отсутствие потуг во что бы то ни стало "актуализировать" пьесу, в принципе, похвально - но до универсальных категорий, социальных ли, эстетических, поэтических, режиссеры не добираются, а связь с житейской конкретикой утрачивают. То есть "Пробуждение весны" в "Гоголь-центре" - и не экскурс в историю мировой литературы (к тому же это не первый опыт обращения к пьесе Ведекинда - в свое время ее ставил, конечно же, Мейерхольд - прошу прощения, что я опять все о том же, но он ее правда ставил задолго до того, как оказаться в подвале Лубянки; а сравнительно недавно, лет пятнадцать назад - Виктюк), и не сказать чтоб наотмашь бьющий по общественному вкусу провокационный, забойный творческий вызов. Вроде и смело - но осторожно, радикально - но аккуратно: если кто-то кое-где у нас порой, и не "пиздец" - а "пипец", и не "хуй" - а "хрен", и не "блядь" - а "блин". Короче, приличненько так.

За чистую монету такую выхолощенную схему принимать можно, наверное, в возрасте 10-12-летнем, позже подростковые страдания при такой подаче вызывают в лучшем случае ностальгическое умиление, как у бабок - "добрые комедии" с использованием шлягеров группы "Синяя птица", а по большей части - недоумение. Между тем, и никуда не денешься, в репертуаре "Пробуждение весны" (как и практически все наименования афишы "Гоголь-центра") стоит под грифом "18+" - не представляю, что значительного может для себя найти в этом спектакле вменяемый совершеннолетний человек (при условии, что это человек и он вменяемый). Впрочем, не в пример "Гамлету" Бобе "Пробуждение весны" хотя бы не занудное. Не уродливое, не вульгарное - как некоторые иные постановки в "Гоголь-центре". Как говорят в спектакле целующиеся мальчики - "хороший фильм, трогательный". Да будь оно и хуже "Гамлета" в тыщу раз, но когда придут громить "Гоголь-центр", я камень не брошу. А вот как поведут себя прикормленные рецензенты - хотелось бы бы дожить и посмотреть, им ведь, в отличие от меня, есть что терять, у них работа, у них дети.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment