Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Однажды вечером в поезде" реж. Андре Дельво, 1968

Профессор лингвистики Матиас Времен (Ив Монтан) читает курс лекций во Фландрии. Его отношения с Анной (Анук Эме) окончательно запутались, они не женаты, она свободна, и он тоже, но насколько хороша для обоих такая свобода, тот и другой до конца не понимают. Тем временем Матиас ездит с лекциями, и в какой-то момент необъяснимым образом отстает от поезда посреди пустынной местности в компании престарелого преподавателя истории религии и своего недавнего студента. Вместе они пробираются через пустошь к ближайшему селению, попутно рассуждая о трудностях счастья семейной и личной жизни, Матиас вспоминает историю своего знакомства с Анной, что становится для него поводом переосмыслить их связь. Эта главная тема в фильме (в основе сценария - произведение некой Джоан Десн) подана, как мне показалось, не слишком интересно - по сути маловразумительно и банально, по форме - слишком претенциозно, с совершенно явным стремлением подражать супермодному на тот момент Бергману (вплоть до того, что и Ив Монтан косит под Макса фон Сюдова, и Анук Эме - под Лив Ульман), и в этом подражании "Однажды вечером" предвосхищает аналогичные русскоязычные эпигонские поделки типа "Сталкера". Я сам, было дело, просыпался наутро в пустом стоящем поезде посреди незнакомой местности чужой страны, так что имею непосредственное представление не только о философском, отвлечено-условном аспекте данного сюжетного мотива. Вставные эпизоды-сны с крестьянином и лошадью в тумане на заднем плане, остановившийся вдруг в туманных сумерках и внезапно опустевший поезд, трое мужчин, бредущих перелесками и разговаривающих у костра на отвлеченные темы - сегодня это невозможно смотреть без смеха (после ночного нон-стопа в "35 мм" утром "отдыхал" на "Неотправленном письме" Калатозова, там тоже герои через лес бредут и говорят о "возвышенном", но не возникает вопроса, кто и зачем, хотя визуально все тоже очень вычурно сделано). Но есть две другие, побочные темы, которые лично мне любопытных. Во-первых, Матиас - не просто лингвист, он последователь Ф.де Соссюра и вместе с тем страстно выступает против волны структурализма, захлестнувшей как раз в то время гуманитарные науки в Западной Европе - и об этом, особенно в начале фильма, сказано немало. Во-вторых, действие происходит во Фландрии, постоянным фоном любовных, психологических, экзистенциальных переживаний героя становятся студенческие волнения на национальной почве, а героиня Анук Эме - француженка и не говорит по фламандски. Других работ Андре Дельво мне раньше видеть не доводилось, так что это не великое, но маленькое для меня открытие - выяснил, что Полю Дельво, одному из любимых мной художников-сюрреалистов, он не родственник и, как говорится, "даже не однофамилец", в том смысле, что Дельво-художник - валлонец, а Дельво-режиссер - фламандец и, как я понял из "Однажды вечером в поезде", большой патриот нидерландскоязычной культуры.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment