Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"С любимыми не расставайтесь" А.Володина в МТЮЗе, реж. Генриетта Яновская

Очень кстати посмотрел спектакль Рыжакова в МХТ совсем недавно, хотя идет он в разных составах чуть ли не десять лет уже:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2666375.html

Пространство Бархина в премьере Яновской тоже помещает действие в подобие советского ПКиО, но не за счет игровых "перебивок" от массовика-затейника, как у Рыжакова, а посредством элементов обстановки: гипсового шара, на который иногда присаживаются персонажи, искусственного газона, устилающего всю площадку сцены, разлетевшихся по заднику лавки и велосипеда, вырастающих из пластикового зеленого ворса телефонной будки, ободранной двери, сидячей ванны и заваленного папками с бракоразводными делами столика судьи. Парк вообще и уж тем более в советской, квазисекулярной мифологии - земное воплощение архетипа рая, но здесь речь идет скорее о потерянном рае, и не общественном, а частном, для отдельно взятых адамов и ев. Если у Рыжакова структура спектакля - жестая, лаконичная, четко поделенная на эпизоды, каждый из которых решен почти этюдным методом, то Яновская, спектакль которой и длится почти в два раза дольше рыжаковского, наоборот, не отделяет эпизоды и сюжетные линии друг от друга, а соединяет их в непрерывной полифонии, герои постоянно пересекаются в общем пространстве и во времени, даже когда не взаимодействуют напрямую, а истории разных супружеских пар развиваются параллельно. Сквозным героем, точнее, героиней, тоже воплощающей архетип, но не мифологический, а литературный, становится, и это характерный для Яновской прием, Агафья Тихоновна из "Женитьбы" Гоголя, точнее, из володинской монопьесы по гоголевским мотивам (Оксана Лагутина), она ходит по пластмассовому газону, как юродивая, и всем рассказывает, что успела за недолгую встречу Ивана Кузьмича полюбить, а теперь вот тоскует, места себе не найдет. Два главных сквозных персонажа непосредственно из пьесы - это, конечно, судья (в исполнении Виктории Верберг) и, что неожиданно, фотограф со старым пленочным аппаратом, который старается запечатлеть побольше мгновений, хотя далеко не все они прекрасны. Этот фотограф Вадим, с которого и начались проблемы у основной пары героев, Кати и Мити Лавровых. Еще интересное, хотя может быть, и субъективное наблюдение: возрастной и половой статус персонажа во многом определяет если не отношение к ним режиссера, то решение образа и способ актерского существования на сцене в каждом отдельном случае: чем персонаж старше, тем больше условных, гротесковых, шаржированных красок для него находится у постановщика и исполнителей, тем характер острее, ярче, но эта заостренность нарочитая, почти эстрадного формата, особенно что касается женщин, некоторые в суд заявляются разбухшими фефелами в ночнушках, и то же относится ик уборщице в суде Тани (Арина Нестерова), и к самой судье; тогда как молодежь, и прежде всего парни (в основном их играют недавние студенты ГИТИСа, курсом принятые в труппу), начиная с Мити Лаврова (отличная роль уже состоявшегося артиста Евгения Волоцкого) - нервные и романтичные, искренние. Еще и потому мне так покоробил надрывный финал с хоровыми выкриками "Я скучаю по тебе!!!", что он как бы уравнивает всех персонажей без разбора, причесывает их под одну гребенку. И вообще у меня возникло ощущение, что попытка приспособить к современному театральному и сценографическому мышлению товстоноговские режиссерские методы (может я ошибаюсь, но мне в "С любимыми не расставайтесь" привиделись именно они) неорганична изначально, с какой-бы тщательностью не подходить к делу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments