Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Осень моей весны", театр марионеток Резо Габриадзе в "Ударнике"

Впервые оказался в "Ударнике" после того, как кинотеатр перепрофилировали в выставочный зал, а теперь он превратился еще и в театральную площадку - впрочем, спектакли Габриадзе, даже такие стародавние, как слегка переименованная "Осень нашей весны", имеют едва ли не большее отношение к изобразительному искусству, чем к театру. Куколки изумительные, а драматургия - это даже не драматургия, скорее лирика, где-то ироничная, где-то пронзительная, где-то метафоричная и глубоко философская, где-то, на мой взгляд, плоская и фальшиво-вычурная. С последним моим наблюдением наверняка не согласились бы вдова Гуэрры, Битов, Хржановский, Фекла Толстая и прочие разномастные "гранды", присутствовавшие на представлении - хотя кроме Толстой все упомянутые наверняка видели "Осень" не единожды. А я вот не видел, хотя по два раза ходил и на "Сталинград", и на "Рамону", которые тоже сейчас играются в "Ударнике" и которые на моей памяти не по разу меняли название - помимо того, что и сами постановки с течением времени могли претерпевать некоторые трансформации, это очень удобно в коммерческом отношении: в течение многих лет Габриадзе более-менее регулярно показывает в Москве три спектакля, и под разными названиями прокатывать их гораздо выгоднее, надо полагать. "Осень моей весны" тоже раньше была "Осенью нашей весны", но теперь Габриадзе, делая дополнительный сбор (неплохой, судя по ценам на билеты и заполняемости зала), еще и не настаивает на объективности своих воспоминаний о послевоенном Кутаиси.

Сказочный сюжет про птичку Бориса, который после смерти инвалида двух войн Варлама сначала помог его вдове Домне расплатиться с долгами, получив пачку казенных 25-рублевок из Госбанка за посредничество между статуей-колонной банковского портика и его возлюбленной, а потом пустился во все тяжкие, проткнул киноэкран, пытаясь поцеловать Вивьен Ли (до того любил "Мост Ватерлоо), оказался в КПЗ и был приговорен судом к пожизненному заключению в витрине охотничьего магазина с последующей передачей тушки в тбилисскую академию наук (предполагаю, что для кутаисской пташки эта часть наказания особенно тяжела), напоминает (может, это субъективные мои ассоциации) "Счастливого принца" Уайльда, хотя мораль притчи Уайльда другая. У Габриадзе, по большому счету, морали вообще нет, есть только не требующее большой мудрости понимание, что жизнь конечна, а любовь вечна - усатый начальник кутаисской конной милиции ("Сталин!" - ошибочно, но от этого не менее радостно узнают в нем своего бессмертного грузинского вождя маленькие русские обезьянки, оживающие на секунду из спячки, в которую их вгоняет представление на незнакомом языке с пунктирно намеченным сюжетом) отпускает Бориса из заточения проститься с умершей Домной, и, подстреленный, пернатый герой умирает на могиле Домны и Варлама, а крест, с помощью которого артист управлял куклой, добавляется третьим к первым двум. Что касается собственно кукольной техники - в этом отношении театр Габриадзе меня не восхищает совершенно, хоть убейте. Сценарий, где натужные афоризмы типа "лучше естественное голодание, чем искусственное питание", наверное, громко и с подтекстом звучавшие в середине 1980-х, сегодня, да еще вперемежку с псевдопоэтичными заклинаниями про "звезды и совесть", не вызывают восторга и подавно. Говорят, еще какая-то выставка кукол Габриадзе проходит в "Ударнике" попутно - я ее не обнаружил, да и что еще можно показать вдобавок к тому, что экспонировалось сравнительно недавно в ГМИИ:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2394756.html

Распиаренный павильон, якобы специально выстроенный для демонстрации спектаклей - это картонный портал, ничем не примечательный, плюс тюлевая занавеска, обтягивающая зрительскую зону по периметру. Впечатление же собственно от спектакля - еще более сдержанные, чем в прошлый раз, когда я пересматривал "Рамону" в СТИ:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2418865.html#

От посещения "Ударника" в целом и подавно. Видел в фойе резиновые "скрижали завета" от группы Recycle на стене и видимо им же принадлежащий монументальный памятник фейсбуку (проект надгробия на ближайшую перспективу, как пить дать) в центре зала. "А почему вы продаете входные без места по тысяче рублей?" - допытывал Габриадзе лесбийского вида девицу от организаторов гастролей. - "Мы же договаривались на полторы!"
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments