Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Леди Макбет нашего уезда" по Н.Лескову в МТЮЗе, реж. Кама Гинкас

"Три сестры" Додина - спектакль совершенный" - сказал Борис Берман, когда у них в "На ночь глядя" была Елизавета Боярская, и я от удивления даже не понял, шутит ли он, издеваясь над гостьей, или в самом деле таков его вкус, что, впрочем, совсем не исключено, потому что на самом деле "Три сестры" Додина - совершеннейшее недоразумение, бессмысленное и физически непереносимое. А вот "Леди Макбет" Гинкаса - действительно совершенный спектакль, и при всех моих предубеждениях относительно Боярской, ее работа в нем также безупречна, как и всего ансамбля. "За такое партнерство можно родину продать" - сказала сама Боярская в помянутой уже телепрограмме, имея в виду, правда, не Гинкаса и не товарищей по "Леди Макбет", а Леонардо ди Каприо, но зато, наверное, тут и родину не пришлось продавать, а то намаялась бы девушка, уж больно товар-то неликвидный. Что при несентиментальном, а порой и безжалостно ироничном отношении Камы Гинкаса не только к персонажам очерка, но и непосредственно к тексту Лескова, вместе со сценографом-соавтором Сергеем Бархиным наглядно демонстрирует режиссер.

Асимметричное, в обычных для Бархина ржавых потеках пространство увешано кадилами и иконами, в нем постоянно звучат молитвы, творятся страшные дела, но все как-то уравновешено, просчитано, выверено. Совершенство спектакля в данном случае - не восторженный комплимент его создателю, увы. Хотя Баринов, Боярская, Балалаев с балалайкой, Тараньжин и массовка - все одинаково безукоризненно существуют в предложенных обстоятельствах и идеально вписаны в сценографию, а такого мизансценирования, как у Гинкаса, мне не приходилось видеть очень давно - некоторые эпизоды, например, покойный Борис Тимофеевич-Баринов, являющийся в ночном мороке котом Катерине Львовне-Боярской, заставляют рот раскрыть от изумления. Пересказывая ключевые для фабулы моменты впроброс, Гинкас подробно останавливается на символических деталях, осваивает, обыгрывает, осмысляет их, и пластический "дуэт" Боярской-Баринова на санях, которыми представлено оскверненное супружеское ложе К.Л. из "Леди Макбет", да и в целом хореографические интермедии (сочиненные Константином Мишиным из ШДИ), изощренные упражнения основных действующих лиц с хлыстами, движения безликих и безымянных персонажей в арестантских шинелях нараспашку, наброшенных на исподние белые рубахи (дорога на каторгу становится обрамляющий рамкой для драматургической композиции) составляют отдельный метафорический и сюжетный пласт спектакля.

После незадавшегося "Ноктюрна" (где неудача на сто процентов была связана с выбором материала, но тем не менее) "Леди Макбет нашего уезда" - спектакль, которым Гинкас предъявляет себя узнаваемым, обожаемым, заслуживающим преклонения мастером экстра-класса. Вот только он ничем не удивляет. "Леди Макбет" - произведение, несмотря на "жесть", уютное, где все известно и понятно с самого начала, когда каторжные робы начнут сползать с участников массовки вверх, скрывая головы, а разгульная песня "перережет" молитву. Герой, убегающий от скуки, тоски, рутины, ужаса бытия и в своем стремлении к счастью и свободе приходящей к еще большему ужасу, падающий в бездну зла, в пучину безумия - это самый характерный, инвариантный для художественного мира Гинкаса герой, потому что из России выхода нет, да и из любой жизни - тоже. Соединение, сосуществование в герое божественного и зверского - главная для Гинкаса тема. В данном случае герой - это героиня, хотя "народ" здесь - тоже "герой", все поголовно каторжники, да и героини у Гинкаса тоже бывали, и сравнительно недавно в том числе (потрясающая Медея в исполнении Екатерины Карпушиной и в паре с необыкновенным Ясоном-Игорем Гординым; и хрупкая на вид Гедда Габлер из александринской постановки по Ибсену). Конфликт, конструируемый Гинкасом, и антураж для него, за который стабильно отвечает Бархин - лично мне все это очень близко, ценно и каждый раз интересно. Но не до потрясения - а хочется, конечно, потрясений, и уж от кого же их еще ждать, как не от Гинкаса.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments