Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Лукас Генюшас в МЗК: Бетховен, Брамс; Андрей Гугнин в КЗФ: Равель, Папандопуло, Прокофьев

В отличие от Гугнина, своего однокашника по классу Горностаевой, Генюшас пока что на бетховенском конкурсе в Вене лауреатом не стал, и с сонатами Бетховена выступает в Малом зале, а не в Большом. Ну это, допустим, шутка - просто концерт из горностаевского абонемента, с вступительным профессорским словом, вполне дельным, но, я бы заметил, необязательным. В первом отделении Генюшас сыграл две ранние сонаты Бетховена, 5-ю и 3-ю, причем именно в такой последовательности - видимо, 3-я, посвященная Гайдну, более выигрышная. Что, в общем, верно, она действительно полна внутренней энергии и внешнего блеска, даже мрачная вторая часть очень напряженная, ничуть не меланхоличная. А 5-я, хотя написана примерно в то же время, уже с "червоточиной". Которую очень тонко нащупал Плетнев, игравший ее в одном из двух своихоркестрионовских сольников весной:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2541743.html

У Генюшаса же, помимо некоторых помарок (мелких и немногочисленных), 5-я соната вышла, и особенно финал, слегка поспешной, скомканной, и в целом - излишне рациональной, что вообще ему свойственно, местами это была уже почти "хирургия", "вивисекция", настолько аналитически пианист подошел к музыкальному тексту - сам подобный подход мне очень близок, симпатичен, но только если не до крайности. Кроме того, Плетнев - это не просто исполнение, это вполне определенное мировоззрение, а Лукас Генюшас полностью сосредоточен на материале и в меньшей степени - на субъективном к нему отношении. Впрочем, вряд ли это относится к его исполнению 1-й До-мажорной сонаты Брамса. Я не очень Брамса люблю, хотя как раз собираясь в консерваторию я послушал по телевизору кусок записи его скрипичного концерта - дирижировал Темирканов, солировал Белкин. Ну гармонично, ну изысканно - меня не цепляет. А Генюшас своим Брамсом превратил рояль в трансформаторную будку - энергия бешеная, и при этом, что свойственно горностаевской школе, и средняя часть, медленная "любовная немецкая песня", и первая с финалом, необычайно яркие, захватывающие, стремительные, все поданы как на блюдечке, мощь и напор не отменяют точности. То что и в первом бисе - хрестоматийном, заигранном школьниками (сам играл когда-то) вальсе Шуберта - но тут, может быть, и не помешала бы толика манерности, где-то и вульгарности, иначе уж больно механистично звучит пьеска. Вторым бисом отлично пошел Стравинский.

А Гугнин на следующий день играл сольник в камерном зале филармонии с необыкновенной программой. В первом отделении - Равель, сонатина фа-диез минор и фортепианный цикл "Отражение", который я до сих пор слышал только в оркестровой версии: безупречно технически и стилистически исполненные вещи, с умением сквозь импрессионистичесий флер уловить прихотливый, но вполне внятный мелодизм. Восемь этюдов неведомого автора Б.Папандопуло (1906-1991) открывали второе отделение. Потом я прочитал в интернете, что Борис Папандопуло - югославский (хорватский) композитор, этнический грек, учившийся в Вене и впоследствии проявивший себя как плодовитый сочинитель и дирижер. На концерте же я услышал в его этюдах нечто безлико-соцлагерное (среднее арифметическое между Шостаковичем и Погдайцем), тональное, со стилизаторскими потугами - но, в общем, симпатичное, живенькое и позволяющее исполнителю продемонстрировать не только техничность, но и способность в ординарный музыкальный текст "вчитать" что-то содержательное от себя. Ну а 7-я соната Прокофьева прозвучала просто грандиозно - Гугнину удалось передать ее бешеную энергетику, не прибегая к излишне резким контрастам, без натуги, свободно и вместе с тем предельно аккуратно. И Рахманинова на бис он сыграл легко, без ресторанного размаха, как иногда любят, просто и точно, как будто это не Рахманинов, а все тот же Прокофьев.

В фойе застал трансляцию последних частей 1-й симфонии Сибелиуса в исполнении РНО с дамой-дирижером Шон Эдвардс. Изначально у меня даже сомнений не было, выбирая между симфоническим концертом РНО и фортепианным Гугнина, но по трансляции судя, там тоже было хорошо - всюду, однако, не поспеешь. Я еще успел и темиркановский юбилей по телевизору ухватить, с Путиным, Мединским и Толстым, для которых Марис Янсонс после импровизаций Мацуева играл вариации на тему "хеппи бесдей ту ю", оформленные как поппурри из классических шлягеров от Россини до Вагнера и от Бизе до Чайковского - вечер, то есть, удался.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments