Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Дэвид Дэниелс и выставка "музея авангарда" в ГМИИ ("Декабрьские вечера")

Никогда раньше не ходил на "декабрьские вечера" - концерты там часто бывают интересные, но на них трудно попадать, а обстановка, в чем я убедился, ненамного лучше, чем в обычных залах, и публика примерно та же, только некоторые бабки - из поколения даже не Ирины Антоновой, а чуть ли не Ивана Цветаева. Все-таки программа известного контратенора Дэвида Дэниелса оказалась очень насыщенной и разнообразной, хотя сам певец был явно не в лучшей форме и поначалу я сидел просто в панике, пока он Брамса пел. Но уже итальянскому барокко (Дуранте, Каччини, Фрескобальди) повезло больше, а цикл песен Рейнальдо Ана прозвучал не просто очень хорошо, но и для меня открыл этого французского композитора первой половины 20-го века, изысканно-мелодичного, несложного для восприятия - но не для исполнения. И просто отлично, почти безупречно за исключением пары мелких огрехов, Дэниелс спел три вещицы из цикла "Летние ночи" Берлиоза. Песни Бриттена, который за последнее время слегка поднадоел, и обработанный Бриттеном гениальный Перселл завершали второе отделение, не считая американской фолк-песенки на бис. Учитывая еще и далеко не юный возраст исполнителя, концерт вполне удался, хотя, говоря откровенно, Йестин Дэвис в консерватории выступал намного удачнее, жалко только что не с таким разноплановым репертуаром.

Однако помимо концерта меня очень интересовала и проходящая параллельно с "декабрьскими вечерами" выставка из собрания т.н. "музея авангарда". Если я правильно уловил суть, "музей" этот существует виртуально, то есть как собранная частным лицом коллекция, не имеющее стационарной выставочной площадки. Создатель музея занимает огромное количество председательствующих постов в таком количестве международных еврейских организаций разного уровня и масштаба, что вынесенный эпиграфом к выставке слоган "Отечество мое - в моей душе" (из стихотворения Шагала) можно трактовать по-разному, но лучше на него вовсе не обращать внимания, потому что сами произведения, в основном - высочайшего класса, а то, что практически все представленные на выставке "русские авангардисты" - этнические евреи (о чем настойчиво напоминают взятые в скобки их подлинные имена и отчества на подписях), так что сделаешь, коли нет у русских других художников (ну то есть встречаются иногда - грек Куинджи, армянин Айвазовский, но надо по одному вылавливать, если задаться такой целью), равно как и писателей, и композиторов.

На выставке встречаются и хорошо известные, даже хрестоматийные вещи - от "Автопортрета с музой" Марка Шагала до "Живу-вижу" Эрика Булатова, затесавшееся здесь будто случайно "Парижское кафе" Репина и даже послужившее эмблемой экспозиции "Похищение Европы" Серова, но примечательно, что искусство начала века и второй его половины представлено произведениями равного значения и качества, советский и новейший авангард ничуть не проигрывают давно ставшему классикой модерну, при том что от последнего тут - и Бакст, и Серебрякова, и упомянутый уже Шагал, и великолепный Фальк: "Мужчина в котелке" (Яков Фабианович Каган-Шабшай) 1918 г., "Зеленая церковь" 1912 и др. Всего одна, к сожалению, и не самая яркая вещь моего любимого Натана Альтмана "Еврейские похороны" 1911 г. Мало того - если отнестись к выставке с пристальным вниманием, но в одной из витрин можно обнаружить свиток, оформленный Эль Лисицким, а на не самой заметной панели - ранний, абсолютно фигуративный и очень поэтичный мужской портрет Марка Ротко 1939 г., Ротко ведь тоже - "русский". Впрочем, и Ротко покажется невзрачным рядом с двумя великолепными портретами Люсьена Фрейда. Помимо Эрика Булатова, Ильи Кабакова (два больших, но неинтересных, на мой взгляд полотна) и многочисленного Пивоварова (очень хорошего - и полотна, в том числе замечательная картина "Мокрые волосы", и скульптурные фигурки в стеклянных головах-колбах), вдоволь прекрасного Тышлера ("Директор погоды", "Наводнение" и др.), а также Янкилевского, Штейнберга, Вейсберга, Шварцмана. Отличный Владимир Яковлев (его "Кошка с птицей" 1982 года напомнила мне похожий сюжет у Ренато Гуттузо). Эрик Булатов, в плюс к "Живу-вижу", представлен "Диалогом с Мондрианом" и потрясающим "Портретом Ольги Андреевой" 1966 г. (героиня в красном "верхе" и "черных" чулках на красном фоне, так что ноги контрастно выделяются, а одежда почти сливается с фоном). Металлический скульптурный силуэт Гриши Брускина "Некто и ангел", авторское повторение 1999 г. с оригинала 1976 г. "Человека с убитой собакой" Дмитрия Жилинского - тоже заметные вещи.

Но главные, наверное, "герои" - Сутин и Модильяни, благо в государственных музеях РФ совсем нет произведений того и другого. Сутина на выставке много, пусть не лучшего, но хорошего: пара городских пейзажей с характерными "пляшущими" домиками ("Пейзаж в Кань", "Улица в Кань", "Красная лестница в Кань"), пара натюрмортов ("Натюрморт со скатом" и "Освежеванная туша"), изумительные портреты ("Кондитер из Кань" и "Женщина в зеленом") - все одного периода и связанные с одно местностью. Модильяни - единственный, зато необыкновенный - глазастая (а обычно у моделей Модильяни взгляд не такой открытый) "Девушка в черном платье" 1918 г. Четыре абстракции Сони Делоне 1910-1950-х годов и одна ее же более традиционная (постимпрессионисткая) ранняя работа, "Портрет мадам Минской" 1907 г. и большое панно Ладо Гудиашвили "Праздник в Грузии" 1925 г. как бы "обрамляют" Сутина с Модильяни., а скульптуры Липшица и Цадкина (прекрасная "Раненая птица" Цадкина 1942 г. из белого мрамора) дополняют их.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments