Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Игорь Шелковский, Беренис Эббот, Russia in Vogue, "Свобода не гениальность" в Мультимедиа арт музее

Выставка "Фотография и наука" Беренис Эббот мне показалась совсем никчемной, и даже если картинки с изображением крупных планов "сырной плесени" и "хрущика японского на листке растения" за давностью лет (снимки сделаны в 1940е годы) уже можно считать произведениями искусства, то все равно уместнее показывать их где-нибудь в Дарвиновском музее. А остальное - да, очень занятно.

Неплохая персоналка Игоря Шелковского "Постоянство перемен", достаточно компактная и при этом разнообразная
. Не все проекты, может быть, одинаково интересны - вариации на темы триколора с добавлением зеленого как цвета "ислама" так и вовсе безвкусны, на мой взгляд, но хорошая ранняя графика, и цикл женские ню 1973 г. (отдаленно напоминающие рисунки Матисса) и более оригинальная серия рисунков тушью "Капуста" 1988 г., и абстрактные барельефы "Облака", и забавные схематичные фигурки-человечки в духе конструктивизма 1920-х годов. Авангард начала века и особенно 1910-1920-х через все творчество Шелковского пробивается, как объемная геометрическая абстракция сквозь пакет молока на одной из его работ, но авангардистского пафоса, революционного запала нет, вместо него - насмешка, как и положено в концептуализме, в соц-арте, хотя к игре со стилями представленные произведения не сводятся, экспозиция действительно крайне разнообразная, и при этом продуманная. Отличная графическая серия "Мальчик из Переяславля-Залесского" 1970 г. "рифмуется" с позднейшими, более лаконичными "Юношами в профиль" 2002 г. Эффектные монотипические портреты контрастируют с архитектурными макетами. Меня очень увлек цикл "Механического рисования" 2002-2012 гг., где художник работает, если я правильно уловил его задачи, по линейкам, лекалам, трафаретам. Умиляет наивностью композиция "Дождь" (1990) - палочки-"струи" пронизывают горизонтальные плоскости-"тучи".

Снова Vogue - не столь роскошный, как в прошлый раз с балетной темой, но тоже увлекательный. Поскольку тема - "русские мотивы" в глянце, то балет наряду с космонавтикой тоже присутствует, и местами даже узнаваемы издалека - на работах Патрика Демаршелье, к примеру (Вишнева и т.п.). Но фотосессии последних лет тут - не самое интересное, к тому же лично я без отвращения не могу смотреть на Водянову, а она лезет со всех стен в глаза; однако и не ретро - фотопортретам Эйзенштейна, Шаляпина, Горовица, Иды Рубинштейн и Гала Дали, равно как Евтушенко с Ахмадуллиной и Кабаковым достаточно беглого обзора (может быть, есть смысл задержаться у Владимира Сорокина, в 1999-м позирующего полуголым в обнимку с гипсовым бюстом Брежнева). Самое, по моим впечатлениям, раритеное - это снимки, сделанные гламурными западными фотографами в СССР 1970-1980-х, а такое, оказывается, тоже случалось. Норман Паркинсон, например, запечатлел Джерри Холл, среди прочего, на нефтедобывающей вышке возле Баку в 1976 году. Вообще использование советского антуража в гламурных фотосессиях, и не сегодняшнего, стилизованного, а тогдашнего, аутентичного - это производит сильнейшее воздействие: модель в хоккейной каске, с красным флагом, на фоне кремлевской стены... Есть кадр, где советская манекенщица рассиживается на брусчатке спиной к Мавзолею, раздвинув ноги - неудивительно, что дамочку поперли с подиума (потом она уехала в Лондон и прекрасно до сих пор живет - как говорится, "просто повезло"). Типовой ля рюс вроде тайги и куполов тоже имеет место, но когда на снимке западного фотографа возникает сравнительно молодой Валерий Леонтьев - вот где настоящий прикол! Среди прочего обнаруживается одна, всего одна, картинка от Питера Линдберга - кажется, больших его ретроспектив уже больше десяти лет не устраивали, с выставки в ГМИИ. А также несколько произведений из серий Карла Лагерфельда "Белая гвардия" и "Ниночка", последняя навеяна, разумеется, гениальным фильмом Любича с Гретой Гарбо, и что особенно приятно, в последний момент Лагерфельд предпочел Водяновой немку Тони Гарнн.

Ну и коллекция Дэмиена Херста под общей шапкой "Свобода - не гениальность". Концепция собрания состоит в том, что гениальность - фикция. Ну да, шарлатану вроде Херста ничего другого и не остается, кроме как отрицать значимость таланта. При этом на выставке в соотвествии с поставленной задачей действительно соседствует полное фуфло и отличные, а иногда и выдающиеся художественные произведения, аляповатая (хотя и яркая) "Пара" Джона Беллани (1968) - со скульптурой Альберто Джакометти, великолепный и очень крупный "Автопортрет" Фрэнсиса Бэкона и его же небольшой, но не менее замечательный портрет "Мужчина в синем 2" - с разнокалиберными черепушками, а среди черепушек, в свою очередь - отменный "Натюрморт с черепом и горшком" Пикассо 1943 г., с какими-то сувенирными скелетами, и в "анималистическом" разделе прелестные забавные мультяшные зверюшки Джеффа Кунса и его же панно "Девушка с дельфином и обезьяной" - с какими то фигурками, муляжами, чуть ли не чучелами. При этом все же отдельных стоящих вещей можно выловить, если задаться целью, немало, да и просто именитых авторов пошустрить - найдется и Бэнкси (как мелкие штучки вроде "Смейся сейчас" с изображением обезьяны с плакатом-фартуком, так и крупные, заметные - "Видоизмененная картина маслом № 24"), и Энди Уорхолл (и в рубрике черепушек, и отдельно - "Пять смертей"), и Брюс Науман ("Двойной удар в глаз 2" - снова композиция из разноцветных светящихся трубок, как обычно), да и просто заслуживающие внимания объекты и авторы: Маркус Харви (череп в соответствующем разделе и "Собака Черчилля" - среди животных по соседству), Майкл Джу ("Усовершенствованная вешалка №7. Лось" - разъятые на элементы рога), Сара Лукас (пошловатый "Автопортрет сигаретами" - лицо, выложенное бычками, смотрелось бы интереснее; и смешная "Заинька" - ноги в чулках и свисающие от живота "уши" на стуле), Дон Браун ("Серебряные близнецы" - сросшиеся в объятии девушки). О произведениях самого Херста при этом говорить всерьез не приходится - его панно для какого-то проекта "Город детства" с аппликациями из настоящих бабочек развешаны в холле детского этажа и смотрятся убого, тем более, что Фабр задолго до Херста придумал клеить "скульптуры" из майских жуков.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments