Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Капитан Филлипс" реж. Пол Гринграсс

Полтора месяца назад афишами "Капитана Филлипса" был залеплен весь Нью-Йорк - я на каждом шагу удивлялся, потому что про "Пятую власть", которая мелькала почти так же часто, я довольно много слышал, а это что за фильм - даже не знал. Сейчас по Москове картина идет довольно скромно, при том что если рассматривать ее как жанровое кино, сделана она отлично, Гринграсс - большой мастер. Однако "Капитан Филлипс" - это еще и реальная, к тому же совсем недавняя история. Персонаж, сыгранный вконец расплывшимся Томом Хэнксом (неплохо сыгранном, впрочем) - американский капитан ирландских кровей, захваченный сомалийскими пиратами. Точнее, они сначала напали на грузовое судно, но благодаря верным решениям капитана экипажу удалось спрятаться и корабль отбить, и тогда Филлипса захватили в плен, удерживали на спасательной шлюпке, требовали за него выкуп. В результате капитана освободили, главаря обманом выкурили и арестовали, остальных трех негров пристрелили. Но то, что выглядит в жанровом кино безусловным хэппи-эндом, в реальной истории не столь однозначно. Филлипс ведет судно вдоль африканского берега и уже знает, что там наверняка будут пираты - до смешного: в момент первой атаки он как раз проводит учения с экипажем на случай нападения. Экипаж состоит из двух десятков мужиков, нападающих - четверо, один вообще босоногий негритенок лет шестнадцати, вооружены черножопые дикари ржавчиной, когда-то доставшейся от русских сородичей, но почему-то они легко и долго одерживают верх над кораблем, над капитаном, над тучей военных с их крейсерами, беспилотниками и спецназом Как такое возможно, фильм позволяет понять косвенным порядком, зато с самых первых минут, когда "пираты" собираются на дело. Авторы считают важнейшим долгом объяснить сходу, что не все сомалийцы - пираты, а те, что пираты, тоже не мечтают о большем, чем сеять рис в песках родной пустыни да ловить в океане рыбку удочкой, вот только вся рыба вместе с рисом достается проклятым империалистам, и потому бедолаги нехотя, буквально под дулом бандитских автоматов, вынуждены отправляться на абордаж. Дальнейшие два часа действие развивается в том же духе, на всякое дикарское зверство находится оправдание - мол, не африканцы виноваты, а сами американцы и вообще Запад, не позволяющий им беспечно процветать. Мало того, и главный герой, воспоминания которого легли в основу проекта, старается по ходу негров задобрить, голодных подкормить, раненых подлечить - исходя, как и все остальные, что дикари (негры там, арабы, русские - без разницы, фильмов снимается много и либерального западного гуманизма хватает на какое угодно зверье в избытке) - тоже люди, а значит, с ними можно и нужно вести переговоры, находить общий язык. Факты, изложенные в картине, при этом явно противоречат идеологии, как художественная задача противоречит политической: первая требует, чтоб хороший белый мужик выжил, а плохих черных замочили, вторая же настаивает, чтоб как минимум все остались живы и по возможности довольны исходом. Безнадежная, короче, история получается.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments