Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Как обмануть государство" ("Школа налогоплательщиков") Л.Вернея и Ж.Берра в Малом, реж. В. Бейлис

Таких спектаклей театр, настаивающий на своем традиционалистском формате и охранительском статусе стесняться не должен, хотя и гордиться ими не может: нормальный коммерческий продукт, даже чересчур серьезный для такого сорта драматургии. В число достоинств режиссуры Бейлиса утонченность и вдумчивость вроде бы никогда не входили, а тут он отнесся к французской бульварной комедии как к поводу добавить обыкновенной развлекаловке толику социальной проблемности - на мой взгляд, зря. В варианте более легковесном, лаконичном, динамичном пьеса только выиграла бы. Тем более, что ни саундтрек из ретро-шлягеров, ни сценография Станислава Бенедиктова, изящная, но предсказуемо опирающаяся на готовые клише (если Франция - значит, Эйфелева башня, форму которой повторет и беседка, и шкаф для деловых бумаг, что, впрочем, по-своему остроумно), ни сюжет сложностей и тонкостей не обещают. Герой Бориса Клюева - 60-летний директор налогового департамента, причем не просто ревностный служака, а настоящий идейный маньяк своего дела, бескорыстно (условность комедийного жанра) отнимающий у налогоплательщиков их кровные в пользу государства. Его дочь, которой не хватает денег на роскошь, вынуждена обращаться к ростовщикам, потому что муж неработает, а только тратит свое состояние. В условиях экономического кризиса отсутствие доходов, предупреждает зятя тесть, толкнет дамочку в объятия более состоятельных мужчин - и один претендент уже находится. Тогда рантье переквалифицируется в дельца, открывая контору по налоговым консультациям, заодно привлекая к делу протеже тестя, чиновника-налоговика, который теперь будет не выбивать подати, а помогать от них уклоняться, соответствующим образом заполняя декларации. Дела идут настолько успешно, что тестя выпроваживают на пенсию за порочащее налоговика родство, а министра финансов отправляют в отставку за дефицит бюджета. Ветреную супругу почему-то финансовое благополучие не успокаивает - сначала она готова пасть в объятия длинноволосого блондина-поэта от скуки и безделья, а когда муж вовремя пресекает интрижку и предлагает, чтоб жена не скучала, стать сотрудницей его конторы, обнаруживается, что она не прочь встречаться с тем самым молодым чиновником-перебежчиков, который к тому же безуспешно сватался к ней по молодости. Последнего, кстати, (в очередь с Подгородинским) играет парень по фамилии Коновалов, которому в прошлом сезоне по какому-то недоразумению досталась роль Сирано де Бержерака, и там он просто ужасен, а здесь - на месте, очень милый, трогательный увалень, и не такой простак, как можно подумать сперва. Незадачливый богатенький ухажер, старенький ловелас в исполнении Владимира Дубровского и его новая пассия, пожилая вульгарная шлюшка - гротескные образы, которые в тоже кстати во Французском водевиле русского извода. Но главные герои, зять и тесть, получились неожиданно сдержанными, аккуратными - что, с одной стороны, достойно и приятно, а с другой - не вполне уместно. Моментами происходящее как будто напоминает Горького или Найденого, хотя пьеска - даже не А.Н.Толстой, чтоб с таким почтительным вниманием относиться к ее действующим лицам и их высосанным из пальца трудностям.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments