Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Комедия ошибок" У. Шекспира в театре "Et cetera", реж. Роберт Стуруа

В декорациях "Бури" и под музыку из "Гамлета" (если там эти минималистские модули Канчели использовал впервые) Стуруа разыгрывает очередную "философскую сказку", мешая поэтичность с эксцентрикой и клоунадой. Выходит простенько, если не примитивно, и довольно вторично - но после "Ничего себе местечка", предыдущей премьеры Стуруа у Калягина, и особенно после удручающего юбилейного вечера театра (в жизни не наблюдал более стыдного "торжества"), "Комедия ошибок", во всяком случае - непозорный и смотрибельный театральный продукт. На уровне "Бури", которая, на самом деле, была не лучше, но тогда Стуруа еще не окончательно растратил кредит доверия у продвинутых критиков и они попытались отыскать там каких-то отсутствующих темных кошек - попытка, видимо, стала последней и на "Комедию ошибок" критического энтузиазма уже не хватит, что, может быть, и огорчительно, спектакль, без скидок - приличный. Просто все в нем слишком узнаваемо и предсказуемо. Начиная с гротескной дамочки, очкастой интеллигентки "от театра", объявляющей начало представления, перед "хеппи-эндом" комментирующей внезапной "отключение света", а по ходу присутствующей на сцене в несколько ином облике - симпатичный, ни к чему не обязывающей персонаж, придающий мероприятию обаяния, но и сводящий его, по большому счету, к детсадовской забаве. Равно как и музыканты, сопровождающие основное действо, и безликие, но эффектные фигуры в высоких шляпах - тоже, как и музыканты, как и комментаторша, "от театра". Да тут все от театра, и наивно, навязчиво подчеркнутая условность происходящего поминутно напоминает, что это всего лишь спектакль. Хотя сюжет пьесы таков, что и напоминать необязательно: давно потерянные пары близнецов, хозяйские сыновья и их слуги, неожиданно сталкиваются, и когда одного принимают за другого, выходит путаница, разрешающаяся ко всеобщему удовольствию (когда "близнецы" встречаются, очень "своевременно" вырубается свет). При этом персонажи Владимира Скворцова, вообще-то, очень разные, несмотря на то, что актер один - мудрено их спутать. Вот пара слуг - да, и одеты одинаково, и повадками ничем не отличаются. Помимо Скворцова, очень яркая, пусть и не очень подробная, получилась роль у Натальи Благих - девица легкого поведения, превратившаяся здесь также в раскрашенную рыжую клоунессу. Уложив путаную интригу в час сорок пять без антракта, Стуруа влегкую отказался от многих подробностей, отчасти недостающие звенья восстанавливает упомянутая дамочка в очках, в начале коротко разъясняющая суть фабулы, другие детали теряются безвозвратно, в связи с чем, например, невнятным остется образ абатиссы, к защите которой прибегает один из близнецов, спасающийся от преследований по ошибке. Володе Скворцову даже показалось, что абатисса своим вокальным соло растрогала меня до слез - на самом деле, разумеется, это простуда проклятая никак не отпускает (хорошо еще что не ветер в глаза, как у некоторых кое-где у нас порой), тем более, что честно сказать, работа Людмилы Дмитриевой - не самая убедительная в ансамбле, чтоб вот так прям разрыдаться всерьез. Правда, для Стуруа, вслед за Шекспиром, и вся жизнь - театрализованный абсурд, в котором бессмысленно искать логические оправдания событиям, а следует с благодарностью принимать все происходящее и надеяться, что случившееся - к лучшему. Однако и это уж больно немудреная мысля - все в "Комедии ошибок" уж очень простецки, от содержательных идей (если таковые режиссера хоть сколько-нибудь беспокоили) до внешних эффектов с использованием света и дыма, ворот и люков, канатов и лесенок. А звучащие в пьесе рассуждения о природе времени, которое "полысело, но не поумнело", и вовсе пропадают, пролетают мимо действия, как словесная шелуха.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments