Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Вадим Холоденко, Елена Ревич, Борис Андрианов в МЗК: Дворжак, Стравинский, Р.Штраус

"Любая болезнь чревата тремя продолжениями.
1. Больной умирет.
2. Больной воздоравливает.
3. Больной продолжает болеть.
Четвертого не дано.
(Поигрывая на лютне.)"


Палисандр Александрович Дальберг по своему обыкновению все упрощал - вариантов, конечно, гораздо больше. Хотя я и стараюсь лечить горло, не подвергая организм перегрузкам, связанным с культпоходами, но есть моменты, которые совсем не хочется пропускать, даже если наутро вместо одного из трех предложенных Палисандром вариантов возникнет четвертый - еще что-нибудь новое заболит, к примеру. По крайней мере, этот концерт в МЗК оказался достойным того, чтоб лишний раз рискнуть здоровьем, и совершенно исключительным во многих отношениях начиная с того, что за два полновесных отделениях ни разу не звонили мобильники, небывалый случай. Понятно, что публика собралась никакая не другая, обычная, и если некой краснорожей клуше приспичит покудахтать над своим жирным птеничком, то Рихард Штраус ей не помешает - просто, видимо, удачно совпало, повезло. Во-вторых, превосходно составленная программа. Начинали и заканчивали Дворжаком, первое отделение Холоденко и Ревич открыли "Четырьмя романтическими пьесами", второй закрыли "Думками", шестичастным трио; то и другое - довольно бесхитростная на поверхности (да и вообще тоже) музыка, но в таком блестящем исполнении и она кажется не менее изощренный, чем Стравинский с Рихардом Штраусом, которые, если я не путаю, творчество друг дружки не переносили на дух, еще и поэтому объединить их в концерте оказалось кстати - при всех различиях, в том числе фундаментальных, мировоззренческих, а не только в плане собственно композиторской техники, что-то между ними есть общее, оно-то, может, и разделяет, отталкивает. Соната Р.Штрауса для скрипки и фортепиано нечасто, но исполняется, я ее слышал не впервые, а вот дуэтная транскрипция Душкина дивертисмента из "Поцелуя феи" для меня - откровение. В оркестровом оригинале невозможно расслышать и десятой доли той мелодической роскоши, которая обнаруживается в дуэте самым естественным порядком, просто потому, что она там имеется, хотя Стравинский отродясь не слыл великим мелодистом, а "Поцелуй феи" среди его балетов - далеко не популярнейшая партитура. В довесок к Дивертисменту исполнили еще одну транскрипцию - песни девушки из "Мавры". Некоторая вычурность, декорирующая, может, и не самые сложные мысли - те же особенности, как ни странно, присущи и Рихарду Штраусу, во всяком случае в некоторые периоды (но и у Стравинского сочинения разных периодов радикально несхожи) - это очень интересно, когда сопоставляешь в общем контексте. Наконец, исполнители, ансамбль - говорить излишне. Эти трое играют вместе регулярно, а поскольку я на их концертах почти всегда бываю, то и слышу их часто (в разных составах, иногда добавляются еще инструменталисты, а иногда и оркестр - впрочем, не могу припомнить случая, чтоб Ревич выступала с оркестром), но не перестаю удивляться и каждому в отдельности, а вместе подавно: общая черта - помимо отточенной техники и внимания к деталям, это само собой - осознание необходимости сложить музыкальный образ в голове прежде, чем взяться за инструмент. Даже в программе "кабацкой" музыки (такая у них тоже есть), тем более когда дело касается Стравинского и Рихарда Штрауса. Я всегда готов понять тех, кому такой подход кажется излишне рациональным, но меня-то он как раз и привлекает, а если кого-то отталкивает - еще лучше, хотя бы в зале можно нормально сесть, а не как обычно, особенно в МЗК, где и одной жопой на скрипучем кресле меньше - уже отдельный музыкальный подарок.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments