Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Курьер из "Рая" реж. Михаил Хлебородов

Продвинутый кинокритик Антон Долин случайно посмотрел новорусский блокбастер с участием Куценко с Дюжевым и, если только он не решил поприкалываться, ему показалось, что в формате "доброй комедии" режиссер Хлебородов и продюсер Максимов попытались дать честную и точную картину ужасов русской жизни, о чем он сочинил пространное эссе. Продвинутый кинокритик знает о русском кино по европейским фестивалям, а о русской жизни - по концертам Венского филармонического оркестра в зале им.Чайковского, поэтому ему так показалось. Критик не видел других "добрых комедий", иначе бы знал, что там все то же самое, и сюжеты, и персонажи, и проблемы, и даже актеры, и принцип их изготовления одинаковый: из видимого уродства вырастает и раскрывается скрытая милота и благолепие неизъяснимое. В том, что продвинутый кинокритик в силу недостатка житейского опыта принимает за злую сатиру с фигой в кармане, целевая аудитория "добрых русских комедий" видит пускай слегка кривое, но зеркало, и благодарно, радостно, со смехом узнает в нем себя.

Конечно, ситуация обрисована вроде бы (как поется в так понравившейся продвинутому кинокритику песне на финальных титрах, "я люблю свою родину вроде бы") безрадостная. Артем (Евгений Ткачук) - хороший парень, и может давно продвинулся бы по службе, но такой он замечательный, что работает курьером в турагенстве "Рай". Друг его Егор (Гоша Куценко) - мент, но тоже такой честный, что последние деньги из дома на работу несет, поэтому за ним управление собственной безопасности (в лице Олега Макарова) неусыпно следит. И когда подлый автоторговец (Дмитрий Нагиев) развел Артема, продал доверенный на тест-драйв "Мерседес", инсценировал угон, и отобрал наследный участок на Рублевке с дачным домиком-развалюхой, друг-мент связался со своим другом-ментом (Дмитрий Дюжев) в городе Суходольске, где якобы угнанный "Мерседес" находится во владении у местного банд-босса (Олег Тактаров). Артем всего-то хотел попонтоваться перед известной телеведущей (Елизавета Боярская), а так ему "Мерседес" даром не нужен. Но раз уж впрягся - пришлось ехать в Суходольск, возволять машину, а заодно исправлять и всякую прочую кривду, выводить на чистую воду мироедов. Ну а в Суходольске, понятное дело, нищета, разорение, безработица и бандиты, которых менты бояться. Увидел все это продвинутый критик - и душа его возрадовалась, потому что все это до сих пор он смотрел только на европейских фестивалях, а тут же - "доброе кино" вроде бы. Посмотрел бы другие "добрые фильмы". К примеру, Дмитрия Астрахана. А лучше того - Сарика Андреасяна. Вот подивился бы: почему же их "добрыми" называют, ведь и менты, и бандиты, и нищета с уродством в любом - сколько хочешь, и побольше, чем в "Курьере из "Рая", где все-таки человекообразные персонажи, на машинах ездят, в отпусках бывают, с девушками знакомятся, и сам Дэни Трехо в роли гида выступает. Ну не сам, а его эпизодический персонаж, но все равно - как есть Дэни Трехо. Против Дэни Трехо я ничего не имею, мне сложнее понять, что хорошего в Лизе Боярской, чтоб по ней с ума сходить, как воплощение мальчишечьей мечты по мне так уж лучше Вера Брежнева, а впрочем, это вопрос вкуса.

Что более объективно - кино (экранизация Андрея Кивинова, кстати) явно пострадало при монтаже, первая половина порезана так, что логическую связь между событиями и персонажами приходится восстанавливать из контекста задним числом. (Я не зря грешу на монтаж и продюсеров, потому что творчество Хлебородова знаю точно лучше, чем все продвинутые критики вместе взятые - у них, у интеллигентов, и телевизора-то поди нет, а я каждый Новый год смотрю праздничные музыкальные шоу на Первом канале, и кто же лучшие из них снимал? Он снимал, Михаил Хлебородов! Отлично попрактиковался для "доброй комедии"). О внимании авторов проекта к точности свидетельствует хотя бы момент в самом начале, когда герой Ткачука опаздывает, и про него говорят, что едет с Никольской, а клиент (как раз Нагиев) дивиться: это ж Рублевка, ничего себе живут курьеры! Действительно - ничего себе, но на Рублевке, положим, у кого угодно от предков могла дачка заваляться, если крутые еще не все к рукам прибрали. Вот только Никольская - это улица в самом центре Москвы, от Красной площади непосредственно отходит, а гора на Рублевке - Николина. Есть, правда, т.н. "Никольская слобода" - так она на Новорижском, а не на Рублевском направлении.

Зато совершенно очевидный плюс "Курьера из "Рая" - исполнитель главной роли Евгений Ткачук, насколько я могу судить по своим выборгским впечатлениям, парень по жизни непростой, но превосходный актер, может быть, лучший на русскоязычном пространстве, и театральном, и киношном. "Стеклянный зверинец" идут смотреть ради него, хотя там и Неелова играет, но кому теперь нужна Неелова, когда есть Ткачук. Ну а с культурологическими обобщениями ради красного словца я бы не спешил. Или, может, продвинутому кинокритику просто недосуг было фильм до конца досмотреть, перемотал сразу на титры, песню послушал - и за статью. А я вот досмотрел, и ровно то, чего ожидал, снова увидел. Справедливость, как всегда на Руси, восторжествовала. На свете живут добрые и хорошие люди, все будет хорошо, Бог поможет - правда, куриный. Героиня Боярской дарит на память о себе камешек с дырочкой, и потом с этим камнем такие чудеса происходят, что Михалков и Хотиненко сосут друг у друга в туалете для инвалидов. И тоже ведь верно - ну что там крестики, ладанки, иконки, русским они - для красоты только (хоша и любит русскый чел-к красоту, ой как любит), то ли куриный бог - вот сила истинная, в него русские и верят, на него и надеятся, ну он и помогает, натурально, а не всякие там разукрашенные доски "чудотворные". А уж когда в финале (аккурат перед песней, до того полюбившейся Антону Долину, что он и в заглавии эссе ее обыграл) на экране появляется пара "резонеров", обозначенных в титрах (если не только песню слушать, но и на буквы посмотреть) как "подвыпивший интеллигент" и "грибник" (Никита Высоцкий и Константин Мурзенко) наблюдают, из лесу выйдя, как отец Артема пашет поле плугом, запряженным в "Мерседес", и приговаривают: "Да, поднимается Россия с колен" - конечно, хочется увидеть в этом иронию, но это значило бы совсем не понимать, о чем речь. Потому что вот такой у русских рай - без кавычек. И кино такое же. Очень доброе и очень русское. Куринобоговдохновенное. Что продвинутому кинокритику - смерть, то русскому - здорово.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments