Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

1-я, 2-я, 3-я, 8-я, 9-я симфонии Бетховена, Венский филармонический в КЗЧ, дир. Кристиан Тилеманн

Выбрали из четырех программ "полного бетховенского цикла" от Венского оркестра две с реже исполняемыми симфониями - 1, 2 и 8-й, плюс сходили на открытую репетицию 9-й с хором академии хорового искусства им. В.Попова.
Целиком охватить цикл не стремились - концерты "труднопроходимые", при том что в зале, как оказалось, далеко до аншлага, да и Бетховена в таком количестве я бы не вынес, очень уж он на мой вкус тяжеловесный и занудливый. Даже в безупречном исполнении. Особенно в безупречном.
Но ранние две его симфонии, объединенные в одной отделение, еще по духу во многом "гайдновские", хотя уже в первой уже слышны предвестья будущих гроз, и ох как же точно оркестр Тилеманна это все передает. Правда, мне показалось, особенно после 3-й симфонии, что их Бетховен уже чуть ближе к романтизму, чем к венскому классицизму, Тилеманн, при невероятном чувстве стиля и общей сдержанности, любит звуковые контрасты, крещендо-деминуэндо даже там, где без них, в принципе, можно обойтись - ну да ему виднее, как надо, получается, во всяком случае, убедительно. А трагический пафос во вступлениях к первой части встречается и у того же Гайдна, только сразу сходит на нет, у Бетховена же, в том числе и в 1-й, и во 2-й симфониях, еще долго-долго проходит отголосками. Вторая часть второй симфонии получилась абсолютно "классической", если не считать, что по продолжительности она длиннее, чем иные симфонии Гайдна целиком - но она предшествует очень короткой третьей, так что все по-своему логично.

А вот 8-я симфония в утреннем концерте на следующей день неожиданнопрозвучала самой "гайдновской" из всех - бодренькая, с менуэтной третьей частью. Только по случаю окончания концертного цикла, наверное в силу конкретных организационных причин, но не исключаю, что отчасти все-таки из желания преподать прощальный урок, Тилеманн вышел на эстраду в два часа ровно, когда наши маленькие любители искусства еще только вяло-вяло тянулись в зал; обернувшись к ним, он указал дирижерской палочкой на запястье, мол, цигель-цигель - и дал сигнал оркестру без предисловий. В результате 8-ю симфонию слушал переполненный опоздавшими "духовный верх" и полупустой "телесный низ", где в первых рядах выделялись обмотанные жемчугом обезьяны с детенышами, пытавшиеся после первой части хлопать, что Тилеманн решительно пресек и пришлось обезьянышам маяться и корячиться до антракта без увеселительных упражнений, мамаши утешали у них за спиной дирижера всеми подручными средствами.

Настал, однако, черед и 9-й, нелюбимой и непреносимой, а при таком качестве исполнения (филигранной выделки вторая часть и головокружительная вязь третьей) тем более - всякий раз от этой музыки делается не по себе, тоскливо и страшновато. В 9-й симфонии воплощено все самое для меня отвратительное. Больше всего в человеке я ненавижу самодовольство, а 9-я Бетховена преисполнена самодовольства даже не отдельного человека, а как будто всего человечества: нерукотворный монумент самодовольному человечеству, сегодня в качестве могильного памятника неуместный вдвойне. Как ни странно, не самые лучшие солисты придали монументальному пафосу некоторой живости, пусть и сомнительной - но в самом деле: приличнее остальных оказалась, чего следовало ожидать, меццо Светлана Шилова, но ее начисто забила своим звонким сопрано кореянка Сун Янг Сео, а тенор Майкл Кениг и бас-баритон Роберт Холл будто спорили, кто из них позорнее - тенор, кажется, победил. Зато хор показал себя неплохо, хотя, как мне показалось, усилия дирижера на репетиции по отработке точного немецкого произношения не в полной мере возымели действие, но главное, чего хотел Тилеманн от хористов, он добился - петь не так громко, как они могут, а так, чтоб было понятно - можно еще громче, но надо оставить "запас". (Венский оркестр прекрасно понимает, что надрыв - это безвкусно, а московские музыканты приучены совсем к другим стандартам, и именно они задаются деятелями, раскрученными православным телеканалом "Культура", когда чем быстрее и громче - тем "духовнее"). Один хорист еще во время звучания второй части, не дождавшись звездного часа, упал в обморок, а в остальном все получилось, отряд не заметил потери бойца.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments