Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Йо-йо" реж. Пьер Этекс, 1965

На ретроспективу Этекса в "Фитиль" я не ходил и даже почему-то про нее не слыхал, так что "Йо-йо" - первое мое знакомство с ним как с режиссером, хотя актерские его работы я видел, например, сравнительно недавно в "Гавре" Каурисмяки. В "Йо-йо" Этекс тоже играет сам, главную роль, а точнее, две. 1925 год. Скучающий в своем огромном роскошном дворце богач случайно узнает в заезжей циркачке давнюю возлюбленную, а маленький клоуненок из расположившегося близ дворца шапито оказывается его сыном, но получает в подарок лишь дешевую игрушку. 1929 год. После биржевого краха богач разоряется и подается в бродячие циркачи, а его сын Йо-йо постепенно становится знаменитым клоуном. Идут годы, меняется политическая обстановка, а Йо-йо, в роли которого, как и его отца-миллионера, выступает Пьер Этекс, превращается в звезду телевизионных комедийных шоу и большого босса, становится состоятельным человеком и возрождает папин дворец, закатывая вечеринки в духе "Великого Гэтсби" или "Гражданина Кейна", но, как отцу когда-то, ему делается тоскливо при таком благополучии, и верхом на цирковом слоне он уезжает прочь.

"Йо-йо" - частичная стилизация под немой черно-белый фильм, точнее, игра в киноэстетику 1920-1930-х годов, как и недавний "Артист" - в чем-то более изощренная, но в то же время и более грубая, в любом случае менее удачная. С другой стороны, "Йо-йо" откровенно отсылает к Чаплину, в некоторых моментах напрямую, так, в эпизоде с Гитлером, фактически цитируется "Великий диктатор" (хотя когда речь заходит о диктатурах, у Этекса, не в пример Чаплину, "через запятую" упоминаются и Гитлер, и Сталин), да и в целом цирк - самая что ни на есть чаплинская тема, а мотив резких перемен социального статуса персонажа - сюжетообразующий для многих его картин. Но стилистически "Йо-йо" продолжает традиции Мельеса, а в еще большей степени Тати, с которым Этекс на одном фильме работал. Только для Мельеса кино было скорее аттракционом, да и для Тати, в общем, тоже, а для Этекса важен стилистический эксперимент и при этом он старается рассказывать связную, к тому же смешную историю. Смешно мне было буквально пару раз, связной истории, по-моему, не вышло (соавтор сценария - Жан-Клод Каррьер, дальше полтора десятка лет работавший в тандеме с Бунюэлем), а эксперимент - да, небезынтересный, особенно в связи с уже помянутым "Артистом", поскольку композиционно "Йо-йо" строится на любопытном формальном приеме. Между первой и второй частями, 1925 и 1929 годами, появляется звуковое кино, соответственно, первая часть, где Этекс играет отца-богача, сделана как "немая" (но с саундтреком и разработанными шумами, скрипами, создающими дополнительный комический эффект), а вторая - уже как "звуковая". В первой части, то есть, Этекс работает со звуком, как Чаплин в 1930-е, а во второй - уже почти как Хазанавичюс. В целом, правда, к Хазанавичюсу опус Этекса середины 1960-х уже приближается в том смысле, что герои Чаплина, при всей условности жанра - живые люди, а у Этекса - сыгранные актерами картонные мультяшки, и за игрой стиля не ощущается настоящего вдохновения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments