Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Волшебная флейта" В.А.Моцарта, театр "Буфф дю Нор", реж. Питер Брук ("NET")

За последние годы это четвертый спектакль Брука в Москве - сначала два привозил Чеховфест, затем еще один - "Сезон Станиславского", в рамках "НЕТа", "нового европейского театра", Брук смотрится несколько странно, поскольку он совсем не новый, ну если только рассматривать полуживую классику как нечто "вечно новое". Из предыдущих трех постановок под громким брендом "Питер Брук" одна представляла из себя документальную историю угнетенных южноафриканских негров, другая - монотонный монолог Великого Инквизитора из романа Достоевского, третья - тоже монолог, только слегка сбивчивый, в исполнении чернокожей актрисы и бывшей жены режиссера, составленный из суждений Станиславского, Арто и проч. В сравнении с теми тремя нынешняя "Волшебная флейта", в принципе, более-менее похожа на традиционный театр, хотя и не "новый европейский", а скорее старый советский, полусамодеятельный, только теперь это называется не литературно-музыкальная композиция, поставленная силами кружка при поселковом доме культуры, но европейский минимализм, ироничная игра в жанр и шутка гения.

Ради шутки, как говорила героиня моей любимой пьесы, можно выслушать что угодно. К тому же нельзя не отметить, клавир, подготовленный Франком Кравичком для сценической композиции Брука, составленный из главных вокальных номеров оперы с добавлением некоторых фрагментов из других сочинений Моцарта (фортепианных концертов, например), выстроен толково, а артисты поют более или менее неплохо, для камерного формата - вполне достойно, хотя в пространстве Театра Наций их голоса и терялись слегка, но в целом и партия рояля, и вокалисты не производили отталкивающего впечатления, тем более, что обсуждать "Волшебную флейту" в подобном варианте с точки зрения музыкального качества просто невозможно, несерьезно. Визуально минималистское решение тоже достаточно аккуратное - по сцене расставлены разнокалиберные бамбуковые палки-шесты, которые можно перемещать с места на место или использовать в качестве бутафории вплоть до того, что сама "волшебная флейта" тоже оказывается бамбуковой дудочкой, которую вручает принцу Тамино некий чернокожий парень в дредах. Кто он такой - я не понял, вокальной партии у него нет, в спектакле он выполняет функцию "ведущего", "человека от театра", "массовик-затейник", что-то типа этого, и уж точно не Моностатос, этот, кстати, у Брука оказался бледнолицым, потому что, и тут "Волшебная флейта" четко вписывается в каноны "нового европейского театра", у негра не может быть "черная душа", как заявляет по тексту либретто этот персонаж о себе, но только у белого.

Вырванные из музыкального контекста и спетые под рояль номера на оригинальном немецком порой перемежаются разговорной отсебятиной на французском, скупо пересыпанной неостроумными гэгами и нехитрыми фокусами вроде того, что тростниковую палочку-"флейту" Тамино держит между ладонями как бы невесомую. Похожей палочкой предлагает Царица Ночи убить Зорастро своей дочери Памине. Порой артисты выбегают в зал, но до настоящего интерактива дело не доходит. Куски алой ткани и черные балахоны хорошо смотрятся среди редких бамбуковых "зарослей". Надо отдать должное исполнителям, которые при терпимом вокале еще и актерски работают на тонких деталях, привнося в действие некоторую живость, добавляя комического эффекта и без того забавных ситуациям. То есть для "литературно-музыкальной композиции" все это нормально. Для спектакля, поставленного "легендарным режиссером" - в очередной раз нелепо, хотя уже привычно. Я вот грешным делом думаю: будь это постановка, скажем, Театра на Басманной, а в остальном все то же самое - поспешили бы на нее Анатолий Васильев с Борисом Юханановым и Вадим Гаевский с Видасом Силюнасом? Ну а тогда - не лукавство ли это, не жульничество? И не "просветительские" же цели преследовал признанный гений, мелковато же для гения - но какие тогда? Однако вот такой он, сегодняшний Питер Брук. Жалко, что я не застал другого.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments