Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"King size", театр "Базель", реж. Кристоф Марталер ("NET")

Десять лет назад "Чехофест" привозил "Прекрасную мельничиху" Марталера, а "Сезон Станиславского" лет пять спустя - его "Фаму". "King size" очень похож на те два спектакля, хотя внешне намного "приятнее", тут нет ни голых уродливых стариков, ползающих на четвереньках, распевая Шуберта, ни сложной атональной музыки. Чисто одетые (время от времени меняющие костюмы, но никогда не обнажающиеся полностью, только до нижнего белья) персонажи распевают приторные эстрадные песенки из репертуара "Битлз" и Мишеля Полнаре, хотя иногда в партитуру действа как лейтмотив вклинивается адажиетто из 5-й симфонии Малера, хрестоматийное благодаря Висконти и его "Смерти в Венеции", но в нарочито наивном переложении для фортепиано и синтезатора. Персонажей четверо - музыкант, который в начале действия встает с огромной кровати в гостиничном номере, одевается и идет садиться за инструмент, пара не то служащих отеля, не то постояльцев, которые кровать сначала убирают, а потом расклыдывают постель и садятся в нее, а также пожилая тетенька с сумкой, откуда извлекаются разные неожиданные предметы. Персонажи появляются из дверок шкафа и уходят туда же, с пафосом исполняют песни на публику или распевают лежа в постели на боку, в других отсеках меблировки обнаруживается мини-бар...Старуха - самый занятный образ, она то достает из сумки и ест вермишель, то раскладывает пюпитр, то по книжке читает на немецком текст песни, которую затем по-французски исполняет другой персонаж. Вообще пересечение разных языков для швейцарского спектакля - ход и более концептуальный, и более, наверное, понятный местной публике, чем может показаться со стороны. Но в целом замысел более универсальный, подтекст этой благостной картинки предполагается совсем иной, то, что принято называть "адом обыденности", вероятно. Стерильность стиля в данном случае оправданна и даже неизбежна. Но при внятном подтексте в спектакле Марталера, и это, видимо, характерное его свойство, нет загадки, вся его изощренная механика выставлена напоказ и не оставляет возможности дофантазировать что-то за режиссера. Зато в своем роде опус совершенный и безупречный, так что открытием фестиваль сам себе задал планку, которую очень трудно будет удерживать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments