Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Типпет, Бакс, Элгар: "Туманный Альбион" в БЗК, дир. Геннадий Рождественский

При всех организационных издержках Рождественский не только довел второй год цикла до логического завершения, но и не отступил от заранее намеченных задумок, предварив 4-ю симфонию Майкла Типпета в основной программе исполнением его квартета в фойе силами солистов все той же капеллы Полянского. Под старушачий ропот и гомон стекавшейся в зал публики в закутке, где накануне вечером шла гульба голландских дипломатов, обрадованных приездом своего королька, звучал 4-й квартет Типпета, как бы вводящий в мир его поздней музыки. Отыграв таким образом все четыре симфонии композитора плюс квартет, Рождественский даже слишком подробно представил творчество этого, в общем, не перворазрядного, на мой взгляд, автора. Хотя поздние его вещи мне оказались ближе, чем, например, совершенно неинтересная Первая симфония, но и они достаточно обычные для своего времени: атональные, с использованием, по не Типпетом заданной моде, экстра-музыкальных выразительных средств, концептуальные, иногда напрямую "программные", неэмоциональные и при том не слишком изобретательные в плане формы. Одночастная 34-хминутная 4-я симфония достаточно разнообразна по использованным приемам, но все они уже по меркам 1977 года, когда она была написана, несвежие, включая и задействовованную "машину ветра", изображающую, по словам Г.Н., человеческое дыхание. Ну дыхание - еще куда ни шло, а уж история про то, что автора вдохновляли юношеские воспоминания о научно-популярном фильме про развитие зародыша кролика в утробе крольчихи и сам маэстро пересказывал сквозь смех. Арнольд Бакс - тоже не великое открытие, хотя его благозвучный и вместе с тем непошлый "Ирландский пейзаж" для скрипки с оркестром, навеянный лирикой Йейтса (солировал Александр Рождественский) и тем более музыка к написанному для Карсавиной балету "Правда о русских танцорах" 1920 года, построенного на косвенных аллюзиях, а иногда и прямых цитатах из русской музыки, связанной с дягилевскими сезонами (Рождественский указал на звучащую в соло первой скрипки тему "Тамар" Балакирева), а заодно и на ритмах венского вальса, и на джазовых интонациях, короче говоря, в основном стилизаторская, после Типпета казалась легкой, почти попсовой, несмотря на заковыристые порой гармонии - и здесь явно не обошлось без влияния Стравинского. Завершил цикл Рождественский блестящим "Торжественным военным маршам" своего - и моего - любимого Элгара, ко всеобщему удовольствию, но и сожалению. От многочисленных переносов лично я больше выиграл - первоначально у меня получалось посетить лишь два из четырех вечеров, а в результате удалось все четыре, последний так и вовсе на день поставили, как по заказу. Но я боюсь, что третьего года у цикла теперь не будет, а малоизвестной музыки британских композиторов наверняка осталось еще не на одну и не на две программы, только за эти четыре я впервые услышал Бакса, Блисса, Холста, не впервые, но тоже совершенно новую для меня музыку Бриджа, не говоря уже про Типпета - это не откровение, но это очень полезно и расширяет представления о культуре 20-го века. Ну а слушать Рождественского-рассказчика - отдельное и ни с чем не сравнимое удовольствие.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments