Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Америка, Америка: Нью-Йорк, Нью-Йорк (3)


Минут пятьдесят пешком до "Метрополитен-музея", и вышел я специально поздно, музеи по утрам- кромешный ад. А подошел к полпервому дня, уже школьников почти всех увели, в залах можно стало ходить свободно, не то что накануне в МоМа. А ходить приходится много, задерживаться у отдельных работ некогда, хотя около некоторых невозможно не остановиться. Это в первую очередь касается голландско-фламандского и вообще "северного" раздела, тут и Ван Эйк ("Мадонна со святыми" и диптих "Распятие"-"Страшный суд"), и Мемлинг ("Мадонна", "Благовещение"), и Жерар Давид с Петрусом Кристусом, и "Поклонение волхвов" Босха, и "Уборка урожая" Брейгеля - всего второй, между прочим, Брейгель-старший, которого довелось увидеть за все эти дни в Америке, и это считая вместе с малюсенькой картинкой в Йельском университете, а "Урожай" - полотно крупное; "Спаситель мира" и " Дева с младенцем и Анной" Дюрера; менее хрестоматийный Хьюго ван дер Гез с невероятной силы мужским портретом небольших размеров (небритый мужина сложил руки в молитве); портреты Гольбейна и великолепный Кранах - "Святой Маврикий", "Суд Париса", "Самсон и Далила", "Венера и Купидон", "Страсти святой Варвары", "Юдифь и голова Олоферна". Веселый Хальс и мрачный Рембрандт - оба в больших количествах, разбитые на два зала, столько Хальса и Рембрандта сразу еще поискать. Сразу шесть (!) полотен Вермеера, и в их числе "Аллегория католической веры", а также этюд "Портрет девушки", отдаленно напоминающую приехавшую в те же дни погостить во Фрик-коллекшн "Девушку с жемчужной сережкой". А де Хоох всего один (и еще одного я потом увидел в Лемон-коллекшн). Сколько угодно Рубенса и Ван Дейка (хорош и знаменит автопортрет последнего). Из итальянцев выделяется Джованни ди Паоло, и небольшие, и огромные алтарные доски, а вообще полный итальянский комплект в наличии, я для себя нарочно отметил только несколько вещей: "Благовещение" Пармиджанино, портрет юноши Бронзино (но не столь эффектный, как во "Фрик-коллекшн", там лучше), ну и, куда деваться, "Мадонну на троне" Рафаэля. Из более ранних, помимо ди Паоло, выделяется даже не Фра Анжелико и не Ботичелли, но суровый Мантенья и особенно ни на кого не похожий Антонелло да Мессина (одно полотно - светский мужской портрет, другое - лик Сына Божьего). По-настоящему грандиозный Эль Греко - "Поклонение волхвов", "Исцеление слепого", знаменитый "Портрет кардинала" и редкостный пейзажный "Вид Толедо". Целая портретная галерея Гойи, другие испанцы в полном составе, также и французы, и англичане, но у французов выделяется "Портрет Лавуазье в женой" Давида, придворного на тот момент - 1788 год - живописца, который потом перейдет на сторону революции, а Лавуазье - нет, и для него это закончится намного хуже, чем для Давида (живопись тут, понятно, ни при чем).

19-й век начинается с Энгра и Делакруа. Очень интересная "Агарь в пустыне" посреди внушительного зала Коро - Агарь волнует Коро явно меньше, чем пустыня, пустыня здесь, а не Агарь - главный герой, как и в случае с виденным днями ранее "Вергилием и Данте" того же живописца. Наиболее запоминающиеся среди десятков других отличных картин - "После охоты" Курбе, Мертвый Христос с ангелами" Мане, изумительная "Молодая женщина с красными ибисами" Дега, "Весна" Мориса Дени. Есть целая комната, отделанная в стиле модерн и дополненная Климтом, Редоном. Портрет девочки в белом с платье с розочками Климта даже меня восхитил, хотя Климт меня обычно отталкивает. Необыкновенный "голубой" и "розовый" Пикассо, роскошный Гоген и Ван Гог на любой вкус: розы, ирисы, подсолнухи, пейзажи, натюрпорты, автопортрет и, в числе прочего, "портрет мадам Ролен", еще один вариант, а два других мы видели на выставке в вашингтонском "Филлипсе". Как нигде много портретов Сезанна. Ню Модильяни и его же портрет Хуана Гриса, автопортрет Кирико, незабываемая "Девочка, читающая за столом" позднего Пикассо. Отличный Клее - "Голова атлета" и "Мальчик в платье", нудный Беклин, занимательный Макс Эрнст - его портрет "Гала Элюар" 1924 года, где запечатлена будущая жена Дали, пока еще живущая с другой, на тот момент более звездной знаменитостью (выглядит портрет как лицо, сворачивающееся сверху в свиток-трубочку), несколько прекрасных полотен Бальтюса, на чью персональную выставку мне пришлось идти отдельно, потому что музей "Метрополитен" начинаю закрывать рано, перетягивают веревками часть залов за полчаса до официального окончания рабочего дня. Из современного раздела я успел увидеть только два полотна Хокни ("Большой интерьер" и "Гора Фудзи и цветок"), "Неподвижную фигуру" Филиппа Гастона (спеленутый лежащий персонаж с сигарой во рту, похожий в такой позе на гусеницу, готовую окуклиться) и еще несколько вещей совсем неважных, потому что почти час потратил на Уильяма Кентриджа и его "Refusal of time" 2012 года, занимающую отдельное помещение мультимедийную инсталляцию со старинным деревянным станком в центре и множеством экранов, с великолепным музыкальным оформлением, не лишенную, к сожалению, спекулятивных моментов (тема - "освобождение" народов Африки), но все-таки главное для Кентриджа - не хорошо продающаяся умозрительная концепция, а художественное целое, так что начав с середины, я остался и все получасовую композицию просмотрел последовательно снова.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments