Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Два мальчика" Н.Мюли в "Метрополитен-опера", реж. Бартлет Шер


По проверенной схеме собирался бесплатно пройти с антракта - уж если с "Евгения Онегина" и Нетребки уходили, но с современной оперы по всяким расчетам должны валом валить. Но пришел все-таки к началу, осмотреться, разведать обстановку. Дело к восьми, уже почти никого при входе, тетка кому-то не может дозвониться - я к ней насчет билетика. У нее остается один за 32.50, я говорю, что за 32.50 брать не буду (хотя, не считая, может, стоячих, это самый дешевый куда-то наверх), она снова кому-то звонит и уже идет на вход, я ее догоняю и предлагаю за двадцать - короче, за двадцать долларов попадаю на спектакль и сижу, естественно, в партере, хотя уже понимаю, что в "Метрополитен-опера" где не садись, все равно плохо. Ну а поскольку представление премьерное (и значит, накануне наверняка было превью - сообразить бы своевременно, так и вообще без проблем можно было сходить), после спектакля - банкет, куда попадать оказалось намного легче, чем непосредственно в театр. Заплатив 20 долларов, я чувствую себя причастным к событию более обычного - а публика, кстати, куда как приличнее, чем русскоязычная шваль на Нетребке, какие-то гламурные пидарасики парочками, расфуфыренное бабье, и все равно кашляют, шелестят, даже мобильники во время музыки звонили - иду с толпой к балкону, где прямо и столы со свободной рассадкой, и фуршет, и два бара, все на высшем уровне. Я за предыдущие дни оголодал, завтраков-то нет в отеле, поэтому ел мало, чтоб не поплохело, и почти не пил, но когда подошел за четвертым бокалом красного (начал с шампанского, оно оказалось хорошим, но холодным, а вино так себе, но зато теплое - здоровье прежде всего), официант-мексиканец мне сказал: "ю а лайк босс!". А я, чтоб не толкаться среди пафосных дядек, каждый раз выходил на балкон и там сидел, попивал с видом на фонтан Линкольн-центра и Коламбус-авеню, пару раз возвращался за едой, отличной, не в пример большинству наших банкетов, едой (рыбные стейки, молодая тушеная телятина, правда, по второму заходу пережареная, зеленые салаты с гранатовыми зернами и семечками, еще какая-то хрень в тесте, которую я не знаю, как назвать, но именно ее больше всего и съел), пока внутри, в дикой давке (еще одна сходная черта американцев и русских: по любому поводу устраивать давку - только американцы при этом еще и вежливость на каждом шагу демонстрируют, что вдвойне невыносимо) чествовали виновников торжества.

Что касается оперы - ровно то, что я себе и вообразил по описанию. Это не мировая премьера, впервые "Двух мальчиков" поставили два года назад в Лондоне, а реальные события, положенные в основу либретто, имели место в 2001-м. Тем более странно, что для столь актуального материала постановка до такой степени туповато-традиционная. Ее слегка оживляют сценография из подвижных панелей, куда выводится видеопроекция, имитирующая компьютерные мониторы и дизайн интернет-чатов, грамотно выстроенный свет и хореографические интермедии сомнительной ценности (балетмейстер - Хофеш Шечер), но по крайней мере танцовщики молодые, тогда как главную партию 16-летнего подростка исполняет дородный тенор моих в лучшем случае лет, если не старше, и выглядит он как ровесник своих родителей и инспекторши-детектива, которая ведет дело об убийстве 13-летнего подростка Джейка 16-летним Брайаном, попутно страдая от того, что в молодости бросила собственного ребенка.

Путаная история (Брайан по интернету познакомился с девушкой Ребеккой, вскоре ее изнасиловали и убили, к чему якобы причастен ее младший брат Джейк, который приходит к Брайану в поисках убежища, они занимаются сексом, а потом, узнав, что Джейк болен раком, Брайан убивает его по просьбе Ребеккиной тетки Фионы), а либретто в плане композиционном незатейливо и явно по заимствованной из "Эквуса" Шеффера схеме сконструировано, события разворачиваются в ретроспектции, через расследование бабы-инспекторши, изучение документальных свидетельств событий, распечаток из чата, видео с камер наблюдения, опроса участников и свидетелей, родителей и детей (драматург - Крейг Лукас, местный, как и композитор, точнее, Лукас из Атланты, Джорджия, а Мюли - из Рандольфа, Вермонт). Музыка - ничего себе, нью-йоркский "Тайм-аут" охарактеризовал ее "а ля Гласс", но с Глассом общего мало, есть отдельные места, где его влияние ощущается, в остальном же, если надо "а ля" - я бы скорее уж с Родионом Щедриным сравнил, хотя автор "Двух мальчиков" и вряд ли слыхал про него. То есть ощущение такое, будто опера написана, когда "Воццек" Берга уже есть, но "Эйнштейна на пляже" нет и в проекте, что крайне удивительно и я бы сказал, ненормально для "современной" музыки. Моя личная претензия сводится к тому, что "Два мальчика" недостаточно современны по музыкальному языку, во-первых, и по театральному решению, во-вторых - слишком традиционно, практически академично, никакого замаха на эксперимент. При этом композитор умело использует оркестровые краски, дирижер Дэвид Робертсон обращается с партитурой почтительно, словно ее написал вставший из гроба Шенберг (как минимум), певцы работают ровно, хор слаженно - добротный продукт, не больше и не меньше. Мне даже после утомительного дня и без понимания нюансов сюжета два с половиной часа дались легко, разве что под конец, когда история выходит на "мораль" (вот уж где "а ля "Пионерская зорька" - берегите детей, берегите родителей), озвученную опять-таки инспекторшей, утомили.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment