Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Евгений Онегин" П.Чайковского в "Метрополитен-опера", реж. Фиона Шоу, дир. Павел Смелков


Не зная точно, к которому моменту доедем из Вашингтона в Нью-Йорк, тем более не представляя себе обстановку на месте, мы, разумеется, ничего не намечали заранее даже в плане прогулок по окрестностям, а не то что марш-броска в театр. И тем не менее едва ли прошел час после заселения в отель, а мы уже стояли перед "Линкольн-центром" и наблюдали за выходящими в первом антракте на улицу. Система в "Метрополитен" не оригинальная и, как слишком вообще многое другое, похожа на московскую
: на выходе тем, кто собирается возвращаться после антракта, дают специальный квиток, и пускают обратно именно по квитку, а не по билетам. Честно сказать, мне такая система кажется дикостью и даже в Москве, оплоте всяческой дикости, ее практикуют не повсеместно - в Большой, к примеру, до сих пор (не знаю как при новом руководстве сделают) спокойно можно было зайти в антракте по билету, выпрошенному у уходящих. Театр при этом совершенно не в убытке - скажем, если я в магазине куплю булку, то могу съесть ее сам целиком, а могу половину отдать кому-нибудь, потому что я заплатил за булку полную стоимость и булка теперь моя, что хочу с ней, то и делаю, она мне принадлежит, а не магазину, где я ее взял, и уж подавно не хлебозаводу, ее производящему - почему же в театре не так, из вредности разве что? Если владелец билета посмотрел первый акт, потом по каким-либо причинам решил уйти и передал свой билет тому, кто в нем больше заинтересован, и этот второй досмотрел оставшиеся один или два акта - какой от того убыток заведению, все равно же сколько билетов, столько внутри и зрителей? С другой стороны, в отличие от МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко, квиточки в "Метрополитен-опера" проверяют обычные билетеры (в Стасике на антрактах в дверях вместо билетеров дежурят охранники, и не свои собственные к тому же, а нанятые "каратели", им и квиток - не документ, они лица запоминают и по головам высчитывают). Короче говоря, один квиток я подобрал с асфальта - баб с дедкой уходили и не разобрались, что квитки на выходе дают для тех, кто возвращается, дед бросил в урну - не добросил, а бабка бросила прямо и точно попала - а урна длинная, мои руки тоже, но до дна не достали (и уроки безумной феи, виртуоза в подобных процедурах, не помогли) - пошел я, короче, на второй акт один, а уж к третьему настрелял билетов с нормальными местами и еще добавочный квиток выпросил, пришлось, правда, все равно убалтывать билетершу, потому что на троих всего два квитка было, а она меня, хотя сама давала мне эту желтую карточку в руки и запомнила меня (на то я, собственно, и рассчитывал, специально пошел через нее сначала на улицу, потом снова в театр), ни в какую не хотела пропускать, требовала эту злосчастную бумажку, чтоб я ее "нашел", раз "потерял", я не отступал, ну и она с непривычки, видимо, сдалась.

До чего же неудобный в "Метрополитен-опера" зал - я хуже зала в музыкальных театрах не знаю. Ряды с нормальным подъемом начинаются далеко от сцены, примерно после полутора десятков (обозначаются они не цифрами, а литерами), боковые места попадают под низко нависающий балкон, который загораживает верхний план сцены, а если сидеть близко - не видно нижний план, я сдуру на третий акт сел в четвертый ряд, вот же, думаю, красота - так чуть шею не сломал, Нетребку выглядывая. Объяснимо, что на "Евгении Онегине" с Анной Нетребко в партии Татьяны русскоязычная публика в театре преобладала, но я уже убедился, что коренная американская немногим менее отвратительна, чем московская или диаспорная. В плюс спектаклю, помимо Нетребки, можно записать Петра Бечалу в партии Ленского, и поскольку я уже на втором акте присутствовал, то послушал его неплохо. Бечала великолепен, Мариуш Квечень-Онегин малость поплоше, но тоже ничего. Однако же в целом музыкальное качество - криминальное, и этого я от раскрученной в качестве главного оперного театра мира Мет никак не ожидал. Конечно, главное позорище - дирижер Павел Смелков, ну тут без сюрпризов, слыхали, знаем, но как же можно довести оркестр Метрополитен-опера до уровня парковой эстрады?! Чудовищно пели и Гремин (Алексей Тановицкий), и, ну может, чуть поприличнее, Трике (Джон Грэхем-Холл). Гремин и так еле-еле вытягивал партию, а Смелков будто нарочно задавал настолько медленный темп, что ему ни голоса, ни дыхалки не хватало. Жалко, первые сцены, где все самое основное из своих партий поют Ольга, Ларина и Филиппьевна (Оксана Волкова, Елена Заремба и Лариса Дядькова соответственно) я пропустил, о них впечатления не сложилось. В последних двух сценах Нетребко фактически сама задавала себе темп, подхалтуривала, но ниже определенной планки она, видимо, опускаться не хочет и не умеет, так что финал сделала она в одиночку, Квечень мало помогал. Ну а постановка, режиссура, сценография - это полный улет даже в сравнению с предыдущей версией Метрополитен, которую много раз показывали по ТВ. Зеркальная выгородка нефункциональна, но терпима, пошлый снежок и тени на колоннах в финальной сцене (объяснение героев происходит на улице, точнее, где-то на крыльце, под колоннадой) переносимы. Но когда в сцене дуэли Онегин с Ленским начали целиться друг в друга из охотничьих ружей, я просто заржал. Даже у Чернякова, когда Ленского тоже убивали из ружья, это был случайный выстрел, оружие в горячке сорвали со стены - какая-то осмысленность, да и постановка Чернякова - современная. Постановка Фионы Шоу - как бы "классическая", но в ней Татьяна-именинница точно так же громоздится на стол, потом ее возят на стуле, суета невообразимая, никакого пресловутого "берета" в шестой картине на ней нет, глупость и безвкусица похлеще, чем у Замбеллы, и претензий - побольше. Русскоязычные, я так понял, премьеру (а это постановка нынешнего сезона) принимают с брезгливостью - даже "родственница" Соломончика Гугенхайма из одноименного музея на следующий день, даром что сама не видела, а отталкивалась от рассказов дочери, возмущалась бездуховностью, безграмотностью постановщицы и ее слабым знанием великой русской культуры.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment