Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Америка, Америка: Салем, Плимут, Ньюпорт


Почти весь следующий день провели в машине - переезды были длинные и более долгие, чем пребывание в искомых местах. Хотя в Салеме все прошло отлично - приехали рано, посмотрели городок с описанной в "Алой букве" Готорна таможней (полагаю, правда, что скорее здание реконструировали с оглядкой на роман, а не наоборот), прошлись по пирсу до маяка, попутно читая таблички об особенностях местного мореходства, и потом отправились в музей "Дом о семи фронтонах". В Салеме, конечно, главный бренд - не Готорн, а ведьмы. Музеев, посвященных ведьмам и так или иначе с ними связанных, кажется, штук пять или шесть на городок менее 50 000 населения, самый приметный - в стилизованном под церковное сооружение (что особенно дико) павильоне, аттракцион с манекенами, совершенно меня не интересующий. Зато Готорн интересовал меня очень, и хотя вряд ли я бы пошел в музей за деньги, но нас пустили бесплатно - так почему бы и не сходить? Презанятный домик, перестроенный с 17 века не раз, но в основе своей подлинный, был обителью кузины писателя, и он, рассказывал колоритный дедок-экскурсовод в бейсболке, нередко заглядывал к ней на чай, кузина якобы даже подарила Готорну сюжеты аж для двух его произведений. Но если б дом и не был связан с Готорном совсем, он все равно очень интересный - головой почти упираешься в потолок, по винтовой лестнице еле-еле протискиваешься на верхний этаж, через "черный коридор" не с меньшим трудом проталкиваешься в спальню - понятно, что это тоже аттракцион, но совсем не того сорта, что с ведьмами. Рядом - дом, где родился сам Готорн, но уже восстановленный, подлинный находился в нескольких кварталах дальше, развалился или был сломан, на пустом месте реконструирован и торжественно, о чем свидетельствует небольшая фотовыставка, перевезен к дому кузины на побережье залива, теперь примыкает к основному музейному домику. А что касается ведьм - за две недели до Хеллоуина любое крыльцо похоже на музей, уж без тыковки нигде не обходится, а в некоторых дворах - настоящие инсталляции, куклы в костюмах, мизансценированные композиции, в одном из дворов Салема мы видели душераздирающую картину: окровавленную женщину в ванной, окруженную всяческой нечистью.

Плимут сам по себе - небольшой и не слишком фешенебельный, хотя и не убогий приморский курортный городок, знаменитый, однако, тем, что как раз сюда высадились пассажиры "Мэйфлауэра" и здесь перезимовали, похоронив до весны большую часть поселенцев. Но сначала заехали к монументу, необычайно концептуальному: статуя Веры возвышается над четырьмя другими - Законом, Моралью, Знанием (Образованием) и Свободой, то есть Вера превыше всего, и даже Свободы, причем, что особенно любопытно, Мораль и Образование - женщины, а Закон и Свобода - мужчины, и у Закона пальчики на руке отбиты, вряд ли это решение скульптора. В боковых нишах - Пророки и Евангелисты, на фронтальных барельефах - сцены, напоминающие о путешествии "Мэйфлауэра" начиная с погрузки на корабль. Сам же корабль, точнее, реплика, созданная в 1960-е, стоит у залива, и рядом с ним в псевдоантичном портике - якобы первый память, на который ступила нога поселенца. В то, что это прям-таки первый камень, вряд ли поверит и ребенок, но тут занятно, что камень лежит в нескольких метрах от моря - за прошедшие века океан сильно отступил. Над променадом возвышается статуя индейца, изваянная будто с античного атлета, и установленная в благодарность поселенцев за то, что племя массачусетс не только не поубивало пришельцев, но и помогло им прокормиться советами относительно местной природы, в связи с чем возник общенародный и чисто американский праздник День благодарения. Что не помешало уже в новейшие времена снабдить статую табличкой, свидетельствующей, что результате высадки европейцев "коренное население" сильно пострадало и продолжает страдать по сей день.

Страдающих индейцев мы не увидели, только туристов, ползающих по современной копии старинного корабля с цветочком на корме - сами не полезли, вместо этого поехали на Род-Айленд. Поездка эта оказалась смазанной, поскольку я бы, в идеале, посидел на лавке и поглядел на океан часика три-четыре без перерыва, но, во-первых, мне не дали для этого и двух минут, а во-вторых, подойти непосредственно к воде не получается, выход к променадам - через территории замков-музеев, а туда и на территорию пускают не иначе как за ненормальные деньги, которые было бы еще за что платить - чтоб смотреть на мебеля богачей, давно пребывающих в состоянии, при котором богатство уже роли никакой не играет. Первая попытка пройти хотя бы во двор замка Вандербильда ничем не увенчалась - ну не платить же двадцать долларов, а бесплатно - только через забор. С мраморным дворцом его родственника еще хуже - там нас какая-то вандербильдиха из кассы развернула прямо на подходе. При этом туристов - тьма, целые автобусы, и в основном свои, американские (в США вообще почти все туристы - местные граждане, но из других штатов или городов, благо страна большая, попадаются азиаты, европейцев организованными группами практически нет). Мы в результате, обогнув по-тихому билетерскую будку, прошли в Роузклифт - не внутрь, это невозможно, но во двор и на эспланаду к океану, близко тоже не подойти (даже с билетом), все перегорожено, а со стороны двора замок изуродован временной крытой террасой, приготовленной для какого-то частного мероприятия (в свободное от посещения туристов время дворцы сдаются в аренду под свадьбы и прочие торжества). Проезжая, из окна машины мельком видели чайный домик, особенно понравившийся мне изящный и по род-айлендских стандартам скромный особняк Исаака Белла, через ворота пофотографировали кусты, подстриженные в форме верблюдов, у дворца табачной королевы Доррис Дюк - все это очень мило, но слишком мало. Проскочили мимоходом и парк Торо - еще одного американского романтика, только памятник ему и мелькнул. А главный сюрприз ждал на обратном пути, когда мы переезжали с одного острова на другой, направляясь уже в Филадельфию. Мосты - километров по пять каждый, но еще круче их длинны то, что в определенном месте они образуют подобие "американских горок", резко загибаясь вверх и вниз, чтоб дать проход на проплывающих мимо островов кораблей. Так что когда переезжаешь мост, ощущение испытываешь такое, словно взлетаешь прямо с воды и потом обратно падаешь.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments