Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Первая материя" реж. Димитрис Папаиоанну (фестиваль "Территория")

Шедевр - явление всегда штучное, редкое, а в потоке "современного искусства" - нечто почти небывалое. Зато когда уж найдешь жемчужину в куче навоза, радости нет предела: значит, стоило все-таки копаться. В прошлом году "Территория" показала "Па де де с экскаватором" - не обещавший слишком много уличный проект с бесплатным доступом оказался незабываемым спектаклем, гораздо более полноценным в плане художественном, чем практически любая сценическая постановка:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2393523.html

"Первая материя" заставила вспомнить "Па де де с экскаватором" не только потому, что год спустя на "Территорию" привезли наконец-то еще один выдающийся театральный опус, эти два произведения вообще чем-то схожи, только в первом случае взаимодействуют, конфликтуют и тянутся друг к другу человек и машина, а во втором - два человека, или, точнее, две ипостаси человека.

Оговорку "Внимание! В спектакле демонстрируется обнаженное тело!" целевая аудитория склонна воспринимать скорее как рекламную, нежели упреждающую, но обнаженное тело демонстрируется нынче со сцены или подиума не так уж редко, хотя и реже, чем принято в цивилизованном обществе, особенно тело, которое своим видом не вызывает омерзение. Но хоть я за долгую, подходящую к концу жизнь видал некоторое количество голых парней, пусть не так много, как хотелось бы, зато обычно помоложе и посимпатичнее этого грека (хотя грек тоже вполне себе ничего, надо отдать ему должное), 80 минут смотрел представление разинув рот от удивления и восторга, и вовсе не на одно только "обнаженное тело" глазел, но и на второе, одетое в строгий черный костюм.

Человек как биологическое, органическое существо и человек как социальная функция давно разведены, разделены и практикой общежития на бытовом уровне, и теорией психоанализа на уровне научном. "Первая материя" наглядно демонстрирует и разделенность, и противостояние, и взаимодействие, и тождество двух сторон человеческого существования. Более того, голое тело может превратиться в скульптурное, иконографическое изображение, а социальная функция не избавлена от естественных биологических отправлений.

Практически отсутствует саундтрек, нет изысканной игры со светом (способной прикрывать скудость режиссерской фантазии, чем современный театр пользуется напропалую), минимум антуража - задействованы белый фанерный щит, микрофон, ведро, шланг с водой, морковка и мешочки, имитирующие фекалии, еще микрофон, тоже используемый прежде всего в качестве бутафории - по-моему, я перечислил все, ничего не забыл. Но "Первая материя" при том не нуждается в расхожих отмазках типа "невербальный", "постдраматический" театр и т.п., то есть по факту, конечно, невербальный по факту, но в то же время это настоящий драматический театр, чуть ли не по системе Станиславского выстроенный, более чем традиционный, в каком-то смысле архаичный: выходят два актера и начинают взаимодействовать. Даже принцип "четвертой стены" строго соблюдается, никакого вульгарного "интерактива", артисты работают строго обособленно от публики, будто ее вовсе нет в наличии.

Формат "Первой материи" - на сто процентов "современный", внешне перформанс напоминает спектакли Кастелуччи, и мистериальным своим характером - тоже, только Кастелуччи замахивается на осмысление категорий религиозно-философских, космогонических, взаимоотношений человека с Богом, а "Первая материя" прежде всего - мистерия антропологическая, где человек - в общем, единственный герой, пусть и единый "в дух лицах" и в двух телах, одно из которых - "обнаженное". Кстати, даже процесс дефекации в спектакле представлен сколь наглядно, столь и условно, иронично, смешно. Юмор, гротеск, цирковая буффонада - все присутствует, но как элемент театральной игры, строго отобранный, встроенный в драматургическую структуру.

У Димитриса Папаиоанну масса регалий, в его послужном списке - спектакли-долгожители и шоу, посвященное открытию олимпийских игр, но искусство, а современное подавно, если чему и учит, то не доверять пиару, но исключительно собственным глазам. И если б я "Первую материю" не увидел - считал бы себя обделенным.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment