Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Мад" реж. Джефф Николс; "Гаденыши" реж. Мэттью Джонсон (фестиваль "2morrow")

По всему картина должна была уже давно выйти в прокат и, наверное, еще выйдет, да что-то задержалась, ей уже почти полтора года, теперь разве что Эрнст в эфир поставит. А посмотреть кино стоило непременно. Хотя понятно, что сильнейшее впечатление "Мад" производит постольку, поскольку вещь сегодняшняя - лет тридцать-сорок назад она показалась бы обычной, добротной, и шла бы в кинотеатрах, а не на продвинутых кинофестивалях с опозданием. Как будто Клинт Иствуд скинул сколько-то десятков лет - нет, Николс аккуратнее, он чуть придерживает, затягивает темп развития событий, как положено и принято в "приличном киносообществе", но вопиющая старомодность пафоса, последовательность повествования и эпический размах, ставка не на спекулятивную тематику и не на изобразительные навороты, но на героев с сильными характерами и трудными судьбами - ход решительный и оттого художественный успех становится сенсационным. Два четырнадцатилетних друга живут на реке, на большой американской реке, которая, как положено большой реке, все дает и все забирает по ведомым лишь природе законам. Один из друзей - сирота, его воспитывает дядя, искатель жемчуга. У другого есть мама и папа, но они не ладят, собираются разъезжаться, да и домик у реки как незаконную постройку должны по закону вот-вот снести. А пока что мальчики на диком островке реки знакомятся с Мадом, которого играет Мэтью Макконахи и всем видом показывает, что он не просто постарел и облез, но еще и актерски вырос из амплуа героя-любовника второсортных ромкомов. Мад убил последнего дружка своей многолетней возлюбленной, поскольку тот издевался над ней, и теперь вся родня покойного, один к одному бандюки, жаждет его крови. А Мад жаждет только воссоединиться со своей девушкой, которую встретил в 14-летнем возрасте и с тех пор она стала для него смыслом жизни и всем ее содержанием. Но девушка (Риз Уизерспун) хотя и любит Мада, наверное, не готова с ним бежать, предпочитает вешаться на первых встречных, как всегда бывало. Эллис, один из друзей, верит, что любовь должна победить. Он и сам влюбляется в девочку из старшей школы, но как и девушка Мада, та смотрит на отношения более легко, готова предпочесть другого - постарше, посолиднее, да просто кто ближе находится. Интриги разворачиваются неспешно, но к кульминационному моменту драма превращается в крутой боевик с лихой перестрелкой в доме Эллиса. На помощь приходит живущий напротив старик, бывший снайпер (Сэм Шеппард), который когда-то пригрел и вырастил Мада-бродяжку. Мад со своими несколько дикарскими, шаманскими представлениями о природе, о силе оберегов и ритуалов, чуть ли не им самим придумывает, привносит в бытовую драму элемент магического реализма, который в финале придает истории о взрослении мальчика-подростка статус эпоса в марктвеновском духе. Все злодеи перебиты, все настоящие герои спасены, Мад с приемным отцом-снайпером уплывают по реке, Эллис с матерью уезжает с реки в город, а река несет свои воды дальше, как несла целую вечность до описанных событий. Сугубо "мужской" взгляд на эти события в картине несколько нарочит и его явная "несовременность" могла бы показаться наигранной, да так оно, наверное, и есть - однако если даже "Мад" всего лишь жанрово-стилистическая игра в "старое доброе кино", то настолько умелая и убедительная, способная пробирать до дрожи и до слез, что претензий к ней по факту быть не должно.

После образцово "классического", где-то даже чересчур традиционного "Мада" совершенно невозможно было смотреть "Гаденышей" - канадскую киносамодеятельность, как будто стилизованную под любительство, а на самом деле - любительство в чистом виде и есть. Двое великовозрастных уебков-синеманов снимают кино о школьной группировке, издевающейся над слабыми, но самодеятельный их опус оказывается одновременно и слишком откровенным, и недостаточно складным, поэтому они продолжают экспериментировать. Как именно, я уже не узнал, потому что мне стало не просто неинтересно (неинтересно бывает почти всегда), но и противно, ушел почти сразу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments