Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Убить миссис Тингл" реж. Кевин Уильямсон, 1999

Несколько лет назад на ММКФ показали современную испанскую экранизацию пьесы Разумовской "Дорогая Елена Сергеевна" с Кармен Маурой в главной роли. Авторы "Убить миссис Тингли" вряд ли заранее знали про Разумовскую с ее перестроечным хитом, но совпадения в основных моментах очевидные. Есть немолодая учительница, и есть борзые, амбициозные ученики. Одна девочка, героиня Кэти Холмс, не без оснований считает, что училка ее гнобит, а ей нужны хорошие оценки для того, чтоб уехать из захолустья и сделать карьеру - в результате бабка оказывается в заложниках у подростков, привязанная к собственной кровати. Конечно, у Разумовской конфликт лежал в плоскости социально-нравственной и отчасти исторической, а в "Убить миссис Тингл" это личное противостояние, решенное к тому же в жанре комедии положений. Ну и всякие детали вроде того, что американская миссис Тингл, не в пример своей советской коллеге Елены Сергеевны, живет в двухэтажном частном коттедже, а захватчиков трое, не четверо, как в пьесе, не совпадают. А ситуация в основе - идентичная. И тем более любопытно, сколь по разному она разрешается в американском и в позднесоветском варианте. По американским стандартам сила молодости, ее право на бунт против общества и отдельных его представителей не подлежит сомнению, можно обсуждать лишь средства, да и то, поскольку в данном случае сюжет не предполагает летального исхода ни для одного из персонажей, захват заложницы никто не отвергает - дети, с одной стороны, слишком юны, чтоб их осуждать, а с другой, достаточно взрослые, чтоб решать самостоятельно, строить жизнь и убирать из под ног любое старье, которое мешает. А миссис Тингл, что примечательно, еще и преподает историю как раз. Героиня Хеллен Миррен не в чистом виде карикатура, но фигура малоприятная, и когда дело оборачивается против самой "заложницы" - а пафос фильма в том, что училка сама виновата и ей еще повезло, что ученики попались добрые, связали небольно, кормили регулярно, велись на ее постоянне подлянки и обманки, - директор школы с удовольствием увольняет ее, ему она тоже надоела своей показушной принципиальностью. Плюс к тому у престарелой преподавательницы тайный роман с женатым физруком - одинокой Елене Сергеевне, у которой есть только больная мама, и не снилось подобное счастье. Трое "похитителей" также находятся между собой в отношениях непростых, но в отличие от русских сверстников, куда более чистых: одна из подруг влюблена в мальчика, который влюблен в другую подругу, и именно в доме похищенной у них случается первый секс - если вспомнить, каким образом решен мотив подростковой сексуальности у Разумовской (дело чуть не доходит до группового изнасилования), концептуальные различия при сюжетном сходстве становятся совсем очевидными. Для русских старуха-училка - жертва безнравственной молодежи, и если в чем виновата, то в том лишь, что не смогла их "научить". Для американцев старая гнида - помеха на пути юношеству, и ее следует убрать любой ценой, она даже не отвратительна, потому что попросту смешна и жалка, но жалка ровно настолько, чтоб не вызывать сочувствия, и чтоб дорисовать образ, в руки учительнице ближе к концу вкладывают руки арбалет и она из него, как настоящая маньячка, начинает стрелять в учеников. Американский подход может вызвать поначалу, с непривычки, оторопь и неприятие, но его действенность и убедительность гораздо доходчивее грошового интеллигентского морализаторства давно позабытого на русскоязычном пространстве, но чудом всплывшего в испанском кино театрального шлягера конца 1980-х. Не только сочинители "Убить миссис Тингл", но и я давным-давно не слыхал о новых творениях Разумовской, последний раз мне ее пьеса попадалась лет пятнадцать назад в "Современной драматургии", какие-то "Французские страсти на подмосковной даче", опять-таки морализаторская притча, неловко облеченная в водевильный формат. А про саму Разумовскую мельком упомянули как-то раз в репортаже "Новостей культуры" в связи с тем, что она получила патриаршью премию как православный литератор.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments