Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

выставка к юбилею Инны Чуриковой в доме-музее М.С.Щепкина

Сама по себе выставка - на сто процентов "датская", к тому же сделана тяп-ляп и чисто механически, бездумно вписана в пространство домика Щепкина исходя лишь из того, что Чурикова заканчивала Щепкинское училище и, значит, принадлежит к т.н. "щепкинской школе", хотя это еще более эфемерное понятие, чем т.н. "система Станиславского". Основной материал - фотографии и вырезки из газет, что уже смотрится жалко. Несколько костюмов, в том числе платье Мамаевой из "Мудреца" (при том что вводная экспликация называет героиню Муромской, и подобная опечатка - не единственная), а также фотографии сцен из "Иванова" и "Оптимистической трагедии", отпечатанные с недавно найденных негативов, слегка разбавляют общее уныние, но поставленные в один ряд с кадрами из "Все оплачено" и "Аквитанской львицы", не говоря уже про "Без вины виноватые", автоматически теряют в цене, а замечательные эскизы Шейнциса и его портрет Чуриковой в образе Комиссара сравнительно недавно уже демонстрировались на персональной выставке покойного художника-сценографа. Трогательно смотрятся под стеклом витрины детские фото из семейного архива, Чурикова в пионерском галстуке, Чурикова с ровесниками в музее - но этого мало, неодостаточно.

Чурикова, понятно, не виноватая, выставку про себя не она делала и увидела ее впервые на вернисаже - между прочим, при таком стечении телекамер всевозможных каналов, включая самые центральные, какового не то что щепкинский филиал, но и главное здание музея Бахрушина сто лет не видывало. Стенды разбросаны по разным комнатам двух этажей особняка, так что не всегда понятно, где заканчивается Чурикова с "Ленкомом" и начинается Щепкин с Малым - принцип формирования постоянной и временной экспозиций один и тот же, что, может, и выводит - справедливо - Чурикову во вневременной, вечный план, но представляет ее какой-то закостеневшей ископаемой сущностью. А Чурикова - живая и настоящая, и даже будучи единственным действительно интересным экспонатом на двухэтажной выставке в честь своего юбилея, она способна поразить. Среди свойств Чуриковой - умение незначительное наблюдение, вполне банальное высказывание, бытовой факт преподнести как притчу, придать неожиданный смысл очевидному. Вот и на вернисаже она, связывая себя с именем Щепкина, раз уж оказалась в такой компании, вспоминала эпизод из своей "щепкинской" юности, когда стояла и плакала за шкафом, а педагог увидел и сказал ей: "Ты что, плачешь? Зачем?! Это же не твоя сцена, тебя никто не видит!" Поскольку у меня был неоднократный опыт личного общения с Инной Михайловной, я подобных "уроков" от нее тоже приобрел немало и очень их ценю. Последний раз до выставки я ее видел весной на "ахматовских чтениях" фестиваля "Черешневый лес": во дворе ордынского дома известная и титулованная артистка готовилась к выходу на эстраду и выбирала стихи, как будто собиралась сдавать выпускной экзамен той же "Щепки".
18 мая 2013


12 октября 2001
230,54 КБ
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment