Чурикова, понятно, не виноватая, выставку про себя не она делала и увидела ее впервые на вернисаже - между прочим, при таком стечении телекамер всевозможных каналов, включая самые центральные, какового не то что щепкинский филиал, но и главное здание музея Бахрушина сто лет не видывало. Стенды разбросаны по разным комнатам двух этажей особняка, так что не всегда понятно, где заканчивается Чурикова с "Ленкомом" и начинается Щепкин с Малым - принцип формирования постоянной и временной экспозиций один и тот же, что, может, и выводит - справедливо - Чурикову во вневременной, вечный план, но представляет ее какой-то закостеневшей ископаемой сущностью. А Чурикова - живая и настоящая, и даже будучи единственным действительно интересным экспонатом на двухэтажной выставке в честь своего юбилея, она способна поразить. Среди свойств Чуриковой - умение незначительное наблюдение, вполне банальное высказывание, бытовой факт преподнести как притчу, придать неожиданный смысл очевидному. Вот и на вернисаже она, связывая себя с именем Щепкина, раз уж оказалась в такой компании, вспоминала эпизод из своей "щепкинской" юности, когда стояла и плакала за шкафом, а педагог увидел и сказал ей: "Ты что, плачешь? Зачем?! Это же не твоя сцена, тебя никто не видит!" Поскольку у меня был неоднократный опыт личного общения с Инной Михайловной, я подобных "уроков" от нее тоже приобрел немало и очень их ценю. Последний раз до выставки я ее видел весной на "ахматовских чтениях" фестиваля "Черешневый лес": во дворе ордынского дома известная и титулованная артистка готовилась к выходу на эстраду и выбирала стихи, как будто собиралась сдавать выпускной экзамен той же "Щепки".
18 мая 2013
12 октября 2001
