Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Вечера на хуторе близ Диканьки. Отменяются" в проекте "Открытая сцена" реж. А.Размахов,Ф.Виноградов

Нарочито непритязательный опус крымовских третьекурсников, тем не менее, вмещает в себя очень много, хотя и по чуть-чуть. Экзерсисы по мотивам гоголевской прозы, не только "Вечеров", но и "Петербургских повестей", с упоминанием вскользь "Миргорода", "Ревизора", "Женитьбы" и проч., а также отдельных эпизодов биографии писателя, составляют внешний слой содержания - этюды разной степени остроумия, некоторые достаточно забавные, как, например, с вылезающим из-за холста стариком или, наоборот, исчезновением Христа с полотна А.Иванова, другие просто эффектные, запоминающиеся благодаря парадоксальному сочетанию разных эстетик - натуралистическая рубка свиной головы и изящный макет "гоголевской" украинской заснеженной деревеньки, куски настоящего мяса на искусственном снегу, а третьи просто смешные как цирковой трюк, приправленный абсурдистким юмором - с гоголевской "прижизненной маской" из замерзшего в подвале особняка Аксаковых торта. Но это все на поверхности. Драматургическую рамку, объединяющую разнородные фрагменты в спектакль, задает интонация, с которой молодые художники представляют свои опыты - стеснительная до самоуничижения. Однако и этим дело не исчерпывается. "Вечера/отменяются", если видеть в них не набор ученических упражнений, но более или менее полноценный, концептуально продуманный и простроенный спектакль - предполагает ироническое осмысление расхожих режиссерских подходов и сценографических приемов при освоении классического текста, хрестоматийного литературного материала. Главный герой спектакля - не Н.В.Гоголь и не студенты, решившие себя преждевременно презентовать и, по возможности, подработать на корпоративных заказах (в начале говорится, что у Крымова бывали "недосказки", а у них - "недоделки"; в конце вручаются визитки ООО "Вечера" с обещанием выехать частным образом на свадьбы или похороны), но современный театр и вообще современное искусство, когда "все кому ни лень занимаются режиссурой, и хорошо, что не лень", когда ходы и приемы заимствуются из накопленного общими усилиями репертуара штампов (разъясняется, что есть подход "аналитический", есть "эмоциональный", а бывает, что один переходит в другой - все это тонко высмеивается с использованием, вдобавок, пафосных шлягерных саундтреков типа "Бессаме мучо" или моцартова "Реквиема"), или, напротив, совершенно случайным образом попавшийся под руку предмет (по одной из предлагаемых режиссерами-студентами легенд мальчик сделал мини-модель поворотного круга и корабль из спичек, но как их использовать, не сказал) приспосабливается к делу, для чего задним числом сочиняется интеллектуальное обоснование. Все эти мотивы характерны и для последних спектаклей Крымова, начиная с "Тарарабумбии", но особенно для "Как вам это понравится", где речь шла, правда, не о Гоголе, но о Шекспире, и на совсем ином, конечно же, уровне. А разница уровней определяется тем, что студенты порой умно и умело высмеивают чужие клише, но Крымов, помимо того, что иронизирует над общими местами, придумывает собственные, оригинальные образы. До чего третьекурсникам пока еще расти и расти.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments