Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

трудности познания дерева: 5-я биеннале современного искусства в "Манеже"

От современного искусства немножко уже рябит в глазах, но на главной площадке побывать, наверное, стоило, хотя можно и более продуктивно время провести. На каждом углу общая кураторская шапка "Больше света" трактуется в том смысле, что трактовать ее можно как угодно, но самую верную трактовку, думается, дал православный телеканал "Культура": "Больше света" обоозначает - никаких провокаций, позитивный настрой и семейные ценности. Семейные ценности наиболее полное отражение нашли в наличие между основным и вторым этажами "Манежа" небольшого, но с горками и качельками, "детского уголка", чтоб занять маленьких зверенышей, пока большие приобщаются к высокому и прекрасному, но уголок открыт, как я понимаю, на постоянной основе, наравне с пунктом аренды самокатов, а не в связи с биеннале. В остальном же современное искусство являет собой картины и без семейных ценностей вполне традиционную: с одной стороны, за версту видно, какие экспонаты здесь опорные и ударные, а что взяли для количества, с другой, те и другие вместе со всей очевидностью подразделяются на декоративные и идеологические.

С декоративными все просто - поначалу вызывая недоумение, они, понятно, на вопрос "Зачем такое?" предполагают единственно возможный ответ: а чтоб красивше было. Самый характерный пример - большая инсталляция "Калейдоскоп" из продырявленной бумажки, заляпанной красками: ходишь вокруг и глаз не нарадуется. Такие объекты, впрочем, составляют меньше половины - уж не знаю, хорошо это или плохо. Но поскольку направленность биеннале "светлая", ориентация "традиционная" и, боже упаси, никаких провокаций, то левацкая идеология и обыкновенная в подобных случаях социальная критика пригалается исключительно к безобидным и безопасным явлениям. Иногда это сделано небесталанно, как на видеоперформансе Виктора Алимпиева "Вытоптать поле" с участием четырех танцовщиц, разыгрывающих в замедленном ритме подобие демонстрации со свернутым флагом. Но в основном - как всегда. Так у Елены Ковылиной в "Равенстве" под фонограмму "Интернационала" какие-то отдаленно похожие на людей существа в заснеженном городе чем-то заняты - я не стал разбираться, чем конкретно, мне было лень. Привлекающий внимание белый шатер с домиками из пластика внутри под общим названием "Воображаемый дом", оказывается, создан под впечатлением от общения с иммигрантами, композиция "Хоровод" из нескольких экранов, поставленных кругом и внутрь круга повернутым, так что смотреть можно лишь в проемы, а внутрь заходить запрещено, навеяна индейским традиционным танцем, есть похожие этнографические, мультикультурные и прочие - хуйня, короче - опыты на разные национальные мотивы, индусские, иранские, якутские, какие угодно. Одна финская художница представила шестиэкранную видеокомпозицию "Горизонталь" с изображением елки по частям и себя в нижней части ствола, как понятно из названия, по горизонтали - мол, человеческий взор не вмещает ель целиком, пришлось разбить на части, дабы продемонстрировать "трудности познания дерева".

Нетрудно, однако, заметить, что ситуация в российском современном искусстве и на московской биеннале, где представлено, казалось бы, отнюдь не только российское, определяется двумя факторами: с одной стороны, отсутствием достаточного числа благодарных лохов (лохов полно, но они ужасно неблагодарные, зато жутко агрессивные), с другой, наличием неофициальной, однако оттого еще более жесткой цензуры при отборе материала для выставки. Наняли для отмазки иностранную бабу-кураторшу, ну она и накурировала, что наниматели велели: гомосексуализма - ни-ни, актуальной политики - не надо ни в коем случае, о православии нельзя и заикнуться иначе как с придыханием. Кстати, видео с горы Афон - пожалуйста, а чтоб "современее" и "искусственнее" оно смотрелось - черно-белое и расфокусированное, и вот уже контемпорари арт духовности не чужд. Если все-таки про политику - то борьба за мир во всем мире, против американской и израильской военщины, а прежде всего - капиталистической эксплуатации и империализма-колониализма, за мирные инициативы России и ее союзников. К примеру, видео с записью кукольного шоу, изобличающего истинных виновников сирийской гражданской войны - ну что тут художественного, кто ж знает, зато - кстати, актуальное и идеологически выдержанное. Еще один "художник" предлагает набор стульчиков на высоченных ножках, подбитых мехом и тряпьем - "Черные троны" называется и, как указано, навеяно воспоминанием о колонизации, а сам автор, конечно же, давно живет в США, откуда вспоминать колонизацию намного удобнее, чем в родной Кении. Другой товарищ осуждает захват земель австралийских аборигенов, он выстроил палатку, развесил плакатики и тычет колонизаторам их христианскими заповедями прямо в рожу, чтоб утерлись захватчики проклятые, лишившие дикарей недвижимости и навязавшие им свою веру (вот если б русские с православием пришли - тогда другое дело, тогда палатка была бы с куполами-луковичками разноцветными и голожопые дикари плясали благодарственные танцы под Зыкину).

С современным искусством почти всегда так - что не скучно, то омерзительно. Только в "Манеже" три этажа отведены выставке достижений ентого хозяйства (а сколько других площадок!), а смотреть практически не на что. Едва ли не четвертую часть площади основного этажа занимает "Не выбрасывай!" Сун Дун. Не только данная композиция, собранная из рассортированных вещец, скопившихся у автора за всю жизнь (бутылка к бутылке, горшок к горшку, туфли и книжки, коробки и бочки, даже остов сарайчика), но и выставка в целом смахивает на барахолку - в самом примитивном смысле, от слова "барахло". Навалить кучу хлама, а потом задним числом придать ей видимость осмысленности - основной технологический прием большинства художников. Мне-то ведь современное искусство намного интереснее, чем классическое, потому так и гадко смотреть на всякое фуфло: вместо настоящих произведений - мыслей, которым придана вещная форма, или форм, способных порождать мысли - предлагается либо вещь (груда вещей) без мысли, либо мысли (в виде велеречивого концептуального словоблудия) без вещи.

При большом желании выловить что-то заслуживающее пристального взгляда можно, но надо стараться. Сложность еще и в том, что в глаза чаще бросается не лучшее, не важное, но крупное. Помимо разного сун-дун, в центре манежного пространства и внимания посетителей - дирижабль, который автор, бельгийское Панамаренко,
называет "Авиамоделистом", в действительности же он похож на заштопанный гандон, и есть у меня подозрение, что именно эта ассоциация, в отличие он придуманных кураторами, искусствоведами и прочими продвинутыми знатоками, "художником" в объект была заложена изначально. Александр Бродский хотя бы никак не называет поле, усеянное скомканной фольгой с деревянной будкой посредине, с уходящей как бы вниз лестницей внутри и украшенной снаружи неоновой литерой "М", что может обозначать как "метро", так и туалет типа сортир, дискриминирующей зрителя по гендерному признаку. А стенная роспись длинной (номинально - может, поменьше) 150 метров от интернациональной группы рисовальщиков чего стоит - поди-ка рассмотри всех человечков, которых они намалевали, а между ними натыкали горизонтально из стены торчащих черных волчков (волчок-юла имеется в виду), и все это тоже очень концептуально, про коммуникацию, как водится. На мелочевку и подавно отвлекаться устанешь, хотя стоит иметь в виду, например, арт-объект "Конфигурация ни-что" - что за конфигурацию предлагает Эйвис Ньюман, разбираться недосуг, но "ни-что" (no-thing, так, через дефис), это хорошее, хотя и слишком общее определение для такого сорта творчества. Некоторые и того не предлагают, а просто тряпки разноцветные понавесли гроздьями, как любила когда-то делать в бывшем театра им. Гоголя художница-сценографиня Елена Качелаева, но никто из продвинутых искусствоведов декорации спектаклей Сергея Яшина образчиками контемпорари арта не считал. А наверху ведь, не доходя до кафе, еще и фильмы в темных закутках показывают - такую же хрень, как все остальное, разоблачающие капитализм, либо призывающие к охране природы (но только чтоб не покушаться на русскую собственность, за это будут руки рубить).

Долго ли, коротко ли, нашел я для себя три произведения, которые хотя бы дают основания считать их таковыми. Причем все три - совершенно разные, ни в чем не схожие. "Путешествие" Дэвида Клэрбута - видеоарт, напомнивший мне изумительный спектакль Хайнера Геббельса "Вещь Штифтера":

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2519351.html

Как и у Геббельса на сцене, на экране у Клэрбута нет ни одной живой души. Герой видео, как и спектакля Геббельса - сам зритель. Я захожу в какой-то лесок на окраине города и, пробираясь через него, открываю целый мир, с ручьями, которые кажутся водопадами, перелесок на глазах превращается чуть ли не в тропические джунгли, из непролазной чащи удается выйти на просвет, а все это не где-то далеко, куда невозможно добраться, но совсем рядом. Правда, в отличие от "Вещи Штифтера", в "Путешествии" совсем нет текста и нет, соответственно, четко и развернуто сформулированной философской, мировоззренческой концепции. Но это тоже показательно - большинство представленных на выставке объектов и предметов концепцией-то снабжены, вот только сами по себе без блудливых искусствоведческих славословий ничего не стоят. "Божественный шаритон" Валерия Кошлякова - по меркам биеннале старомодный концептуалистский арт-объект в духе 1970-80-х, рукотворный, из картона, реек и пенопласта, но пластическое решение - блестящее, с огромными эллиптическими колесами, а насколько всерьез воспринимать мифологический подтекст с "победой над солнцем" - это уж личное дело каждого. Наконец, композиция Альфредо и Исабель Акилисян "Прохождение - проект другой страны", по размерам сопоставимая с китайской барахолкой, однако здесь как раз обнаруживается соединение мысли и вещи: есть эффектно выстроенная инсталляция из разнокалиберных саночек и лыж, от крохотных детских до огромных обозных возов, и есть идея, которая использованные предметы объединяет в завершенное, многозначное, но при этом вполне конкретное художественное высказывание. На три этажа, значит - три стоящих (по моим подсчетам) изделия. Не разгуляешься.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments