Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Мендельсон: Концерт для скрипки, Симфония № 2 и др. в КЗЧ, оркестр МГАФ, дир. Юрий Симонов

Если долгие, с насыщенными программами филармонические концерты станут тенденцией сезона - это будет очень здорово, а то в предыдущие годы тенденции намечались совсем другие: то сыграют какую-нибудь масштабную вещь, но в одном отделении - и до свидания, то два концерта подряд с наполовину пересекающимися программами сделают... А три часа с оркестром Симонова и музыкой Мендельсона мне затянутыми не показались, в отличие от "туманно-альбионского" вечера Рождественского накануне - несмотря на ужасное мое состояние в связи с жестокой простудой, усугубленное отчасти (но не без побочной приятности) импровизированным походом на пре-пати мюзикла "Граф Орлов", куда неожиданно позвал наш дорогой друг - тезка, частичный соплеменник и почти единоверец (но с небескорыстным уклоном в православие) композитора, чьи сочинения играли в КЗЧ.

Я вообще оркестр МГАФ люблю и считаю, что у него с пиаром только хуже, а во многих других отношениях - куда лучше, чем у коллективов, которые вечно на слуху
и не вылезают из телевизора. Увертюра "Гебриды, или Фингалова пещера", а тем более скрипичный концерт Мендельсона - заезженные концертные шлягеры, "Пещеры" тоже не так давно кто-то играл, Плетнев, что ли, а концерт - мало того, что недавно, так еще и с той же солисткой, правда, с другим оркестром - Михаил Юровский:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2496478.html

Почему-то японская скрипачка, в прошлый раз меня совершенно восхитившая, сейчас показалась лишь прилежной ученицей, сделавшей все точно, но без вдохновения, без глубокой мысли - пришлось даже проверять, та ли самая, но вроде бы она, Саяка Сёдзи. При том что оркестр под управлением Симонова звучал не просто хорошо, ровно, а замечательно, и в "Фингаловой пещере", несмотря на ее навязчивый, прилипчивый, приторный мотивчик, тоже произвел самое лучшее впечатление. Но главное случилось во втором отделении.

2-я симфония-кантата Мендельсона - вещь масштабная, построенная на явных аналогиях с ненавистной мне Девятой симфонией Бетховена, но лишенной всего того, чем Девятая приводит меня в бешенство. Подзаголовок симфонии - "Хвалебная песнь", или "Хвалебный гимн", но "песнь", "гимн" - как-то вычурно, пафосно, точнее было бы - просто "песня". У Мендельсона почти нет эпизодов помпезных или надрывно-драматичных, зато много лирических, напевных, меланхоличных моментов, но неизменно преисполненных сладкозвучия, а там, где пафос все же пробивается, он, не в пример бетховенскому, не напористый, не тоталитарный, обращенный не столько во внешний мир с некимпризывом, сколько внутрь души, личный, субъективный, приближающийся к созерцательности. Следующие без перерыва три первые части сменяются финальной кантатой, в исполнении которой поучаствовал свешниковский хор и солисты, от коих, впрочем, особенно выдающегося вокала не требовалось (партии небольшие и опять-таки по форме напоминают лирические песни), а хор мог быть чуть собраннее, не опаздывать за дирижером. Но все равно работа, проделанная Симоновым над партитурой, оказалась вполне результативной.

Не надо было только после симфонии-кантаты играть отрывки из "Сна в летнюю ночь": Симонов выбрал "Ноктюрн", "Скерцо" и, конечно "Марш" - не потому, что много и слишком, просто после монументального сочинения они казались довеском, к тому же часть публики на аплодисментах разошлась и к бису остались только самые тонкие ценители прекрасного - то есть старухи, которых дома даже голодная кошка не ждет, и не знаю уж, с какими чувствами, но свадебному маршу они хлопали прямо в так со всей дури, чуть ли не подпевая. Хотя как раз марш оркестр сыграл успешно, а вот в "Скерцо" ему не хватило той самой "полетности", о которой днем раньше как о самой характерной черте данной музыкальной формы в БЗК говорил Рождественский, квалифицируя эту часть из "Сна в летнюю ночь" Мендельсона (наряду с 3-ей частью 6-й симфонии Шостаковича, хотя тут я не совсем уловил, что Г.Н. имеет в виду) как об "эталонном" скерцо - у Симонова получилось несколько тяжеловато, еще и поэтому на 2-й симфонии ему следовало остановиться, завершить и без того успешное выступление.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments