Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Ноль — перформанс. Скромное обаяние кризиса" в "Новом манеже"

Любить современное искусство всей душой, наверное, невозможно, оно на то и не нацелено, но я считаю свой к нему интерес вполне искренним - и тем не менее складывается ощущение, что его стало слишком много, а количество в качество не переходит. Да и что значит понятие "качества" в отношении к современному искусству? Что такое вообще "искусство", если речь, например, идет о перформансе, а формат - выставочный, и экспонируются "документированные перформансы", то есть не сами "произведения", но опосредованные свидетельства о них, хорошо если видеосъемки или хотя бы фото, а то ведь и зарисовки, даже не постфактум, а чуть ли не проектные. Причем они могут быть и любопытными, и содержательными - но все равно выставка получается не художественного, а какого-то исторического плана. Тем более, что в данном случае нередко идет речь о событиях, имевших место десятилетия назад, и они стоят в одном ряду с совсем недавними. Как в случае с "Ноль-перформансом", проект "Метро" группы "Мухоморы" 1979 года, когда участники перформанса проводили в московской подземке целый день с 6 утра до 1 часа ночи, осваивая пространство как, с одной стороны, мифическое, с другой, бытовое (ад, где можно жить); или "Появление" группы "Коллективные действия" (1976), когда предполагался сбор в условленном месте с не до конца понятными задачами, сегодня мы бы назвали это флешмобом, а тогда вместо интернета использовали "сарафанное радио". Но мутные черно-белые фотки (других быть не могло) дают столь скудное представление об указанных событиях, что с тем же успехом можно было бы просто прочитать о них в интернете, и получается, что на подобных выставках важны не отдельные предметы или явления, а контекст, умозрительная концепция, которая - только она - способна придать им некую осмысленность.

Впрочем, заявочная кураторская декларация меня расположила сразу. Выражена она в манифесте хорвата Младлена Стилиновича "Похвала лени" 1993 года, увенчанного двумя цитатами (якобы): "Работа - это болезнь. Карл Маркс" и "Работа - это позор. Владо Марек". Кто таков последний - не знаю, и верно ли я запомнил его имя - не уверен, ну а Маркс явно имел в виду совсем не то, что Стилинович. Его программа связана как раз с освобождением от строя, основанного (как будто) на марксистском воззрении. То же иллюстрирует и серия из 8 черно-белых фотографий "Художник за работой" (1978), где Стилинович лежит в кровати под одеялом и постепенно с концам заворачивается в одеяло. Я сам безусловно разделяю не только подобные взгляды, но и практически воплощаю их в собственном образе жизни, ни в коем случае не считая проведенные под одеялом часы бездельем - наоборот, это самое продуктивное время. Но для Стилиновича, к тому же в 1978 году, такой подход носил характер социально и политического вызова - социализм ведь предполагал прославление труда. Похожая затея - "28 зевков на экспорт" болгарина Недко Солакова, но тут уже совсем другой социальный контекст, хотя, как ни странно, капитализм предполагает такой же культ труда, пусть в несколько ином свете, и значит, речь не о противостоянии какой-то конкретной, но любой социальной системе, всякой системе вообще. Что бы индивид ни делал, он находится в каком-то контексте, вступает в некие отношения, и только не делая ничего, совсем ничего, оказывается самим собой и наедине с собой остается - что прекрасно без оговорок.

Однако все это - не эстетический, но экзистенциальный опыт. Чтобы перевести его в творчество, да еще оформить в произведение (пускай перформативного характера, все равно), надо иметь фантазию. А вот с фантазией на поле контемпорари-арта проблема прям-таки беда. Ну что такое "Прыжок в пустоту" швейцарского художника Стефана Бюргера, если на выставке он представлен как мутное фотоизображение на ножках, торчащих из бочек, а на самой картинке автор как бы выбрасывается с небоскреба? Ксения Сорокина, "Пылесос": на видео девушка "пылесосит" лужу, но даже если бы она носила воду решетом или писала вилами по воде, это было бы интереснее - по крайней мере, отсылки к фольклору прослеживались бы. Или, того круче, Ахмет Огют, "Пришлите ему деньги". Много лет назад, в 1979 году, американец Крис Бердан сделал своего рода "перформанс" на радио с объявлением "Пришлите мне деньги", указав свой адрес. Как свидетельствует выставочная экспликация, упомянутый турок, благополучно проживающий в Амстердаме, "переработал произведение" классика жанра. "Переработка" заключалась в том, что амстердамский турок поменял адрес американца на свой - и весь "римейк" сводится к этому. До сих пор я понимал законы искусства не по-турецки и рад был бы автосатире на азиатских иммигрантов-иждивенцев, пускай тупой, но точной - да ведь наверняка нет, "художник" определенно имеет в виду тяжелое положение приезжих в Европе, куда их обманом заманили, а теперь угнетают и ни за что не хотят отпускать обратно. И примерно до трети проектов в "Новом манеже" - на ту же тему. Один, впрочем, небесталанный - от Глюкли, Цапли и К., которые действительно сейчас по Европе выставляются много (сам видал), они сняли видеофильм "Chto delat", где кучка мигрантов-нелегалов прячутся от депортации в музейном помещении под видом то ли перформеров, то ли просто экспонатов, а белобрысая "коренная" музейщица возмущается - мол, жизнь - не искусство, а это - экстремизм. Про остальные вариации на тему трудной жизни мусульман в Европе говорить излишне.

Почему-то количественно преобладают среди авторов выставки швейцарские "художники", хотя явно, по фамилиям судя, далеко не все они в Швейцарии родились, но, видно, конфедерация - наилучшее место для того, чтоб печалиться о бедах человечества и разоблачать капиталистический гнет. Тем более, что происхождение у многих авторов - либо восточно-европейское, либо азиатское, и стало быть, имея изначально выбор, исключительно на капитализме они и паразитируют, предпочитая бичевать его изнутри, а не со стороны, так оно сподручнее. На отдельный раздел хватило бы работ Артуро Эрнандеса Алкасора - их много и они крупные, заметные издалека. Его "Черная память" - целая стена из закопченых газетных передовиц, почти половина из них почему-то - российские, от "МК" до "Ведомостей" (но, может, автор сделал особую версию произведения специально для Москвы, из уважения к русским поклонникам, как Мирей Матье "Подмосковные вечера" поет, так и он). Его же "Расчеканенные монеты" - целая нумизматическая коллекция, только со стертой чеканкой, опять-таки, против власти денег, значит. Современные художники как один против денег - только денег им давай, а уж они против денег завсегда выступят, жалко, что не удается придумать что-то новое. Все идеи - из обихода столетней давности, когда левацкие настроения были понятны и оправданы, а сегодня их, сгнившие, протухшие, снова пытаются консервировать на продажу. Кстати, про консервы: в умиление привел меня проект румына (живущего, конечно же, в Париже) Мирсиа Кантора, точнее, сопроводиловка к нему: "В Румынии существует обычай консервировать овощи в банках летом для использования их зимой" - вы подумайте, ну румыны, ну дают, и как им в голову пришло! Суть же арт-акции Кантора под названием "Дефицитный бизнес" в том, что он на парижском рынке пустые банки продавал - против отчуждения труда бунтует артист, не иначе. Молодые польские художники, едва освободились от навязанного русскими социализма, туда же - остов заброшенного рынка, подсвеченный светодиодами, выставляют. Аннаик Лу Питтеланд (тоже из Швейцарии) поступает еще проще - она приклеила к стеле купюру в 20-евро, и под пленкой нельзя понять, настоящую или фальшивую, а дело в том, что 20 евро редко проверяют, поэтому часто подделывают, но очевидно, швейцарский художник хочет сказать, что любые деньги, в том числе самые настоящие евро - подделка, мусор, макулатура.

Есть на выставке и громкие имена. Скажем, Триша Браун, более известная как хореограф - на видео можно посмотреть запись ее перформанса "Человек, идущий вниз по стене дома" (1970), и хотя посвящено произведение, разумеется, начавшейся в 1970 по всем капиталистическому миру рецессии (это ведь лишь при социализме все ровно да гладко живут сытые-счастливые, а капитализм беспрестанно загнивает, удивительно, что еще не развалился совсем - от социализма в отличие), по крайней мере, налицо и мысль, и воплощение, пусть маленький экран и дает самое смутное впечатление от него. С проектом швейцарского дуэта Питер Фишли-Дэвид Вайс и того хуже, несколько никчемных фотографий и к ним - целая эстетическая программа: мол, когда художнику делать нечего, он обращает внимание на подручную фигню - ну с этим, положим, спорить трудно. Однако все авторы, похоже, очень заняты по миру, раз их проекты представлены документациями, только один мужик внутри выгородки-инсталляции при мне сидел на полу и на машинке печатал, на этикетке при этом значилась двойная подпись, Голдин+Сэннеби (Швеция), но мужик мало того, что оказался в одиночестве, так еще и встал, ушел куда-то - в туалет, наверное, художники ведь тоже люди, и разоблачая капитализм, проповедуя анархизм и требуя отказа от погони за деньгами, собственные жопы предпочитают всегда держать в тепле.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments