Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Мария Магдалина" Ж.Массне в КЗЧ, РНО, дир. Михаил Плетнев

По форме и драматургической композиции трехактная оратория ближе к опере, несмотря на то, что в ней всего четыре персонажа и, соответственно, четыре солиста: помимо Марии Магдалины - Иисус, Марфа и Иуда, в первом акте "у фонтана" Мария уже раскаявшаяся, но еще не распрощавшаяся окончательно с прошлой жизнью, во втором акте, где Иисус ее посещает, так сказать, на дому, речь идет об основополагающих евангельских положениях и отношении к ним персонажей, в третьем сначала сцена Голгофы, а затем Воскресения. Но при этом столько человеческих конфликтов сразу, с одной стороны - Иуда противостоит Марфе и Марии, как предательство противостоит верности, а простодушие - хитрости; с другой, Марфа и Мария представляют разные пути к истине, разные способы служения; наконец, всех троих почти в равной степени отделяет от Иисуса земная их природа - при том что в музыке Массне нет и намека на мистический, метафизический план, это рафинированный, сладчайший, не без привкуса гнилья, поздний французский романтизм, и французско-романтический Иисус прежде всего проповедник любви, добра и всепрощения, а потом уж Сын Божий, умерший и воскресший, однако, кроме всего прочего, образ Магдалины подан особенно ярко еще и благодаря тому обстоятельству, что вопреки расхожему представлению она не побиваемая камнями уличная оборванка, но роскошная блудница, для которой отречение от греха означает на бытовом уровне еще и отказ от привычного комфорта. Все это очень театрально и внешне может выглядеть эффектно, а в концертном исполнении даже самые драматичные дуэты звучат несколько однообразно, приторно и, положа руку на сердце, нудновато. Заглавной героине еще сравнительно повезло с исполнительницей, Микаэла Карози меня не потрясла, но и отторжения не вызвала, как и Ксения Вязникова-Марфа. С мужскими голосами вышло хуже, Николай Казанский пел Иуду неровно, в основном неплохо, но в низком регистре порой переходил на хрип. Но и он выигрывал рядом с тенором Грегори Уорреном, который партию Иисуса от начала до конца проблеял - не агнцем Божиим, а обыкновенным ягненком, иногда просто ухо царапал. Мининский хор где-то пропадал, плохо взаимодействуя с оркестром. Сам РНО и Плетнев тянули разваливающуюся партитуру, как могли, и куда-то в итоге вытянули, а учитывая, что произведение раритетное, спасибо что вообще взялись, но, конечно, после грандиозного вагнеровского вечера Юровского плетневская "Мария Магдалина" показалась блеклой.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments