Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Прокофьев, Стравинский, Барток, Рахманинов: ГАСО к 85-летию Е.Светланова, дир. Владимир Юровский

Мучительный выбор делать пришлось не мне одному - концерт Юровского и открытие фестиваля Плетнева в один день совпали, конечно, случайно, потому что это из серии "нарочно не придумаешь". Но в БЗК мы увидели многих, и несмотря на Плетнева, несмотря на чудовищную погоду и прочие неблагоприятные условия концерт, несомненно, стоил того. Правда, можно было распределить составившие превосходную программу произведения таким образом, чтоб меньше времени оркестранты тратили на пересадки-перестановки, а благоглупостей можно было и вовсе не говорить (ну ладно Соколов, так ведь еще и ведущий, тот самый, на "-ый") - Светланов, тем более задним числом, вряд ли нуждается в этом, а оркестр - в том, чтоб ему напоминали о неприглядных моментах во взаимоотношениях дирижера с музыкантами. Но Юровский, едва встал за пульт, сразу огорошил Прокофьевым так, что глупости и неудобства позабылись и не вспоминались больше.

"Семеро их" - кантата Прокофьева на текст Бальмонта для оркестра, хора и тенора, по объему совсем небольшая, но настолько мощная (ярость прокофьевской музыки усиливает мистериальный характер поэтического материала, стилизованного "халдейского заклинания", написанного в 1917 году, кстати), что после нее "Звездоликий. Радение белых лебедей" Стравинского для оркестра и мужского хора, тоже по Бальмонту, показалось изящной безделушкой. Как, впрочем, и два стихотворения Бальмонта для оркестра и женского хора (их пела "Интрада", во всех остальных случаях - капелла Юрлова) самого Прокофеьва, но еще совсем раннего, настолько, как будто это и не Прокофьев пока еще, такой аккуратный, робкий, ученически-академичный. Вообще, помимо Светланова, Юровский сделал героем вечера Бальмонта, точнее, его поэзию, в чем, пожалуй, где-то перемудрил, а где-то недодумал, потому что 3-й фортепианный концерт Бартока в изумительном исполнении Ефима Бронфмана сюда при таком раскладе не вполне вписывался, а без него и концерт вышел бы неполноценным.

Бронфман потряс - это было бы неверно сказать, Бронфман покорил - вот так правильнее. Грузный дядечка, с инструментом и со своей сольной партией он обращался как с уникальным ювелирным изделием, с которого только пылинки и можно смахивать осторожно, добиваясь необычайной прозрачного, бесплотного звука - при том что 3-й концерт Бартока в хорошем смысле легко ложится на слух, лишен резких контрастов и, за исключением финальной коды, ярких внешних эффектов, построен во многом на национальных, народных мотивах. Еще сильнее Бронфман поразил своим пониманием того, что играет в академическом зале, а не в холле отеля, хотя бы и пятизвездочного - не только местные пианисты, но и залетные "звезды" о том забывают сплошь и рядом (хотя с нашей публикой мудрено не забыть). Но главное его достоинство - даже не в филигранной выделки сольной партии, а в умении слышать оркестр и чутко следовать за дирижером, чувство ансамбля - фантастическое. Поэтому даже эффектный бис, со всеми перечисленными достоинствами, бледнел перед исполнением концерта.

Во втором отделении Юровский выдал рахманиновские "Колокола" на стихи По в переводе опять-таки Бальмонта - пафосное, приторное, псевдофилософское, как и чисто симфонический "Остров мертвых", мелодизированное говно, выбранное для исполнение в концерте, однако, ввиду того обстоятельство, что именно "Колокола" исполнял на своем последнем публичном выступлении в Лондоне сам Светланов. Получилось, впрочем, достаточно эффектно, двое из солистов, Всеволод Гривнов (он же пел теноровую партию и в "Семеро их" Прокофьева в начале вечера) с Татьяной Павловской выступили приемлемо-посредственно, а в финальной четвертой части поэмы, когда от благостных колокольцев доходит до погребального набата, Сергей Лейферкус показал высший класс (он, несмотря на возраст, в хорошей форме, и на его сольных концертах я уже убеждался, что он и Рахманинова может преподнести как почти что откровение), и по голосу, и по вокальной культуре, и по уровню не просто понимания, проникновения в материал, но способности привнести долю смысла и лично от себя.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment