Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Летящие по ветру листья" реж. Валерий Харченко ("Московская премьера" в Доме кино)

Казалось бы, достаточно просто пересказать сюжет повести Приставкина "Кукушата", чтоб зритель утонул в собственных слезах, а наиболее сознательные, выплыв, еще и вышли обсушиваться на несанкционированную уличную акцию, несмотря на то, что действие происходит не в наши дни, а в 1940-е годы: подростков из эвакуированного интернета начальник, запуганный возможной ответственностью за свои незаконные действия и инсценировавший поджог, под видом малолетних преступников отправляет спецвагоном не обратно в Москву, а в противоположную сторону. Дорогой девочек насилуют в штабном вагоне, над мальчиками издеваются, заставляя их танцевать с голыми девочками перед пьяными офицерами, а совсем юного парня, пытавшегося бежать, безжалостно убивает самый отмороженный конвоир. Посреди этого русского ада между мальчиком и девочкой возникает, как водится, любовь, но даже хотя юного героя удается спасти от расстрела за то, что убил конвоира-отморозка, поскольку вину на себя берет немецкий марксист, когда-то поверивший русским и за это поплатившийся, любовь их остается лишь воспоминанием после того, как отсидев за соучастие в убийстве парень возвращается в Москву. На протяжении всего фильма он мечтает, как придет к начальнику интерната, виновному в их бедах, и застрелит его, но появившись у него на пороге и видя всю его ничтожность, выбрасывает наган в реку. А вот найти свою Зою, вернуть свою жизнь, ему так и не удается - слишком много оказалось Зой по всему Союзу. Этот композиционный прием - единственное, что хоть как-то держит нестерпимо скучный, фальшивый и беззастенчиво спекулятивный фильм, не позволяя ему рассыпаться на ходу. В ролях второго плана заняты опытные актеры, и на них еще не так страшно смотреть - немца-марксиста, попавшего к русским как кур в ощип, играет Алексей Девотченко, жену еще одного российского немца, интернированного во время войны только за национальность и погибшего в лагере - Наталья Фатеева. Но за актерскую молодежь просто больно делается - трудно поверить, что они настолько бездарны и напичканы штампами, проще подумать, что это вина постановщика, слишком увлеченного собственным "видением" в ущерб всякому вкусу и здравому смыслу (Харченко, кстати, что не преминул подчеркнуть во вступительном слове киновед Шпагин, успел когда-то поработать вторым режиссером у Тарковского). Слащавый саундтрек накладывается на демонстративный символизм каждого кадра, метафоры тупые, плоские, иллюстративные, что буквально режет глаз, отвернуться хочется, невмоготу смотреть. И что особенно противно - намерения-то изначально были, надо думать, благие, может даже искренние. Но такое ощущение, что перед режиссером стояла задача взять больную тему, пока за нее не принялся кто-то более умелый, и все испортить непрофессионализмом и фальшью до такой степени, чтоб невозможно было поверить, будто русские массово мучили подростков, убивали немцев, насиловали, издевались - клевета и искажение истории!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments