Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

темные силы нас злобно гнетут

В каких только музеях не побывал дорогой друг Феликс, иной раз никто и не слышал про те музеи. Но про музей-квартиру Глеба Максимиллиановича Кржижановского я, конечно, знал и раньше, даже примерно представлял ее местонахождение, долго ждал случая посетить. А дошел бы и когда - еще неизвестно, если б Феликс не позвал. И вот с ним и еще с Заболотских, что обессмертила себя в веках одной только походя брошеной в витебском домике Шагала фразой "в таком случае я покидаю ваш музей!" мы в субботний день пошли в гости к Глебу Максимиллиановичу.

Три старушки, как парки, в полутемной несмотря на солнечный день квартире, сопровождали нас по комнатам, в большинстве из которых обстановка осталась неизменной после смерти ответственного квартиросъемщика в 1959-м. Я не впервые столкнулся с тем, что в музее может не быть электричества - до юбилея прокофьева в его квартире на Камергерском тоже не было, но все-таки Прокофьев - это одно, а отсутствие света в доме, где сорок лет прожил человек, ответственный за разработку плана ГОЭЛРО - просто анекдот. И тем не менее уже четвертый год как электричество в музее отключено. То есть его нет во всем трехэтажном доме - модерновом купеческом особняке (а вообще история владения уходит к середине 18-го века, о чем рассказывает экспозиция "за фасадом особняка" в отдельном выставочном зальчике, угловом, очевидно, перестроенной бывшей террасе). Квартира Кржижановского - на втором, а на первом, третьем и в тех помещениях второго этажа, которые тоже принадлежали Кржижановскому, но где он сам не жил, пусто и никого нет. РАО ЕЭС, стало быть, духовным наследником Кржижановского себя не ощущает. А недавно на площадь претендовал православный фонд Якунина - смотрительницы рассказывают, что якунинцы бежали отсюда в ужасе с криками "революция, революция!", но думается мне, истинные причины их недовольства зданием были в другом, то ли недостаточно велико, при их барышах можно себе позволить что-нибудь шикарнее и выбирать придирчиво, то ли не на самом виду: Садовническая улица - в центре, рядом с Кремлем, однако на островке между Москвой-рекой и Отводным каналом, никакой "движухи" рядом, хотя сам домик хорош, и с балкончиком на улицу (при жизни Кржижановского, когда напротив не маячил жилой многоквартирный дом, открывался вид на реку) и странно, что годами он фактически пустует. Музей, закрытый в 90-е и вновь открывшийся в 2003-м, при этом не простаивает - старушки рассказали, что тут постоянно снимается кино, в частности, Безруков изображал в интерьерах квартиры Кржижановского своего Есенина, и "Жену Сталина" частично поместили сюда же, и много чего еще. Бывают и экскурсии - больше связанные не с Кржижановским, а с историей, архитектурой и интерьерами модерна: в комнатах и печи уникальные, и латунные потолки узорчатые, и паркеты, и мебель - каждый предмет сам по себе музейной ценности, и великолепные витые ручки на дверях, и витраж на стекле при входе. Но мы, во всяком случае я, не на печки, не на ручки, не на витражи пришли смотреть.

Двумя днями раньше, еще в Выборге, мы общались с Варварой Алексеевной Арбузовой и к нам, то есть к ней, конечно, присоединился президент "Окна в Европу" Армен Медведев, чтобы поделиться свежими впечатлениями: впервые за двадцатилетнюю историю кинофестиваля он дошел до "домика Ленина" - Ильич скрывался здесь от Временного правительства. Я в том выборгском домике побывал в позапрошлом году, ничего там нет экстраординарного, но ленинские места я всегда по возможности посещаю, ездил и в подмосковные Ленинские Горки, и к шалашу с сараем под Питером, о чем Медведеву сказал - мы согласились, что Ленин - великий человек и к его наследию будут возвращаться снова и снова. Бывал Ленин и в квартире Кржижановского на Садовнической - тем более непостижимо уму, что лампочка Ильича тут не горит, как не работает и наглядная схема электрификации (тоже функционирующая от сети). Зато из антикварного шкафа в отсутствие начальства смотрительницы достают издания планов ГОЭЛРО - и подарочное 1935-го года, и оригинальное 1920-го, потрепанный кирпич в бумажной обложке, выпущенный к 8-му съезду Советов - положив на стол с зеленым сукном, их можно собственноручно полистать (вот так мечты поборников музейного интерактива смыкаются с охранительной идеологией мемориальных стражей!), хотя понятно, что чтение не из самых увлекательных. Сам хозяин, судя по книжкам на полках, в часы досуга предпочитал литературу попроще, в частности, фантастику типа обручевской "Земли Санникова".

Помимо приемной комнаты справа от прихожей и кабинета слева, имеется столовая, кабинет жены Кржижановского Зинаиды Павловны (работала с Крупской в Наркомпроссе, так что в квартире уже на рубеже 1910-20-х годов было два телефона, связывающих напрямую с Кремлем), а также спальня, где висят групповые фотографии, гимназические, институтские, а также, что определенно стоит отдельного упоминания, на столе под стеклом именной пропуск Кржижановского в мавзолей Ленина с пометкой "во всякое время" - ну, видимо, на случай, если Глеба Максимиллиановича в три часа ночи посещало неодолимое желание заглянуть в гранитную усыпальницу старого друга еще по шушенской ссылке (ныне они и лежат рядом, прах Кржижановского - возле кремлевской стены). В столовой, как полагается, чайный сервиз на столе, поверху стен - нечто вроде скромного фриза с изображением почему-то порхающих ласточек, на стенах - пейзажи Белыницкого-Бирули, фортепиано, под аккомпанемент коего пел Козловский. Всего пять жилых комнат. Три смотрительницы-парки пришли в музей после его второго открытия в 2003-м, но о Кржижановском, его жене и даже о черном коте, по реакции которого жилец судил о характере вновь приходящих гостей, они рассказывают так, будто лично помнят и Кржижановского, и его кота, а кот, в свою очередь, лично приветствовал их появление в квартире. На самом деле, если разобраться, Кржижановский жил в нынешнем музее своего имени не так давно - к примеру, на столе в одном из комнат можно видеть его портрет-шарж 1929 года работы Бориса Ефимова, умершего меньше пяти лет назад, которого я сам прекрасно понмю: пожалуйста, наглядная связь времен. А посреди сегодняшнего тотального мракобесия очень кстати вспомнить, что 1917 год и несколько последующих в истории этой проклятой Богом страны - единственная за больше чем тысячу лет беспросветного мрака яркая вспышка, искры которой пока что долетают еще и до нас, даже при отключенном электричестве. Но кстати, Глеб Максимиллианович, или просто Глебушка, как ласково именовал его Ильич в интимном кругу соратников, не только ГОЭЛРО разрабатывал. Очевидно хотя бы на примере его квартиры, сколь неблагодарное занятие - просвещать русских что в переносном, что в прямом смысле слова. А в истории он останется, видимо, автором русскоязычной версии "Варшавянки". В музее об этом, кстати, практически не говорят и только брошюра с "Варшавянкой" на обложке напоминает про эту грань его биографии. Я с детства революционные песни обожаю, знаю их наизусть и целиком, а не только по первому куплету, и "Варшавянка" - одна из любимых, недаром она в оригинале польская, да и сам Глеб Максимиллианович поляк по отцу.

Вихри враждебные веют над нами,
Темные силы нас злобно гнетут.
В бой роковой мы вступили с врагами,
Нас еще судьбы безвестные ждут.

Но мы подымем гордо и смело
Знамя борьбы за рабочее дело,
Знамя великой борьбы всех народов
За лучший мир, за святую свободу!

На бой кровавый,
Святой и правый,
Марш, марш вперед,
Рабочий народ!

Мрет в наши дни с голодухи рабочий.
Станем ли, братья, мы дольше молчать?
Наших сподвижников юные очи
Может ли вид эшафота пугать?

В битве великой не сгинут бесследно
Павшие с честью во имя идей,
Их имена с нашей песнью победной
Станут священны мильонам людей.

На бой кровавый,
Святой и правый,
Марш, марш вперед,
Рабочий народ!

Нам ненавистны тиранов короны,
Цепи народа-страдальца мы чтим,
Кровью народной залитые троны
Кровью мы наших врагов обагрим.

Месть беспощадная всем супостатам,
Всем паразитам трудящихся масс,
Мщенье и смерть всем царям-плутократам,
Близок победы торжественный час!

На бой кровавый,
Святой и правый,
Марш, марш вперед,
Рабочий народ!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment