Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Подоконник": "Окно в интернет"

Шестым просмотренным фильмом за день могли стать "12 месяцев" Александра Баршака, но после "Пельменей" я, мнивший себя ненасытным и ко всему привычным, сломался, поняв, что смотреть кино дальше не хочу и не могу, по крайней мере, на текущий день. А вот на "Подоконник", как называется фестивальный клуб "неформального общения", где в прошлом году бывало очень интересно, хотя бы раз сходить стоило, но он все время с чем-нибудь совпадал. Так что выбор был сделан. Сначала, правда, долго говорили о вещах, в которых я мало понимаю - от цифровой схоластики далек бесконечно, у меня даже интернета домашнего нет, темой же последнего "Подоконника" стал именно интернет-конкурс короткометражных фильмов. Однако все, что было сказано про кино, выложенное в интернете, настолько точно совпадало с моими впечатлениями от кино, которое демонстрируется в кинозалах, что тут мне все стало понятно. А потом показали пять короткометражек-финалистов, и они порадовали меня чрезвычайно. Понятно, что это уже результат отбора (впрочем, за две недели, конкурс же объявили довольно поздно, поступило всего около сорока работ, так что пять из сорока - немалая доля). Может, только пятая, последняя в подборке, под названием, кажется, "Попасть на деньги" - простая и, на самом деле, толковая история про то, что благотворительность и преступность могут ходить рука об руку, как добрые и криминальные намерения взаимно дополняют друг друга, решена визуально чересчур эстетски в дурном смысле слова. Но вообще все короткометражки порадовали отсутствием идеологических иллюзий у их создателей, что крайне редко можно сказать про авторов т.н. "большого" кино (которое и качественно часто уступает полулюбительским поделкам, во всяком случае, лучшим их образцам). Мультфильм "Понедельник" покорил меня вдумчивым подходом к теме образу офисного работника, который всегда подают в гротескно-сатирическом ключе, и здесь такой оттенок присутствует также, но важнее сатира на среду, в которой этот персонаж, в общем, абсолютно нормальный человек, вынужден существовать: будильник, проверка паспорта в метро, работа, возвращение тоже общественным транспортом, койка перед телевизором, никаких эмоций не вызывающая жена, и только цветные абстрактные сны, будто картинки из калейдоскопа, регулярно разрушаемые звонком будильника по утрам, но при этом сколько нежности обнаруживает в героя хотя бы одна только деталь - игрушечный самолетик, положенным им на подушку ребенка, и это не просто психологическая характеристика, это объясняет, зачем, ради чего герой терпит весь утомительный, бесконечно повторяющийся цикл. "А помнишь?" - черно-комедийная зарисовка, представляющая собой разговор двух собутыльников рядом с мертвым телом, которое оживает, сбрасывает монеты с глаз, потому что слушать дальше невозможно - и поминающим приходится успокаивать труп подручными средствами. Самая знаменитая и уже неоднократно титулованая из представленных вещь - "Конечная остановка", говорят, режиссер уже и полный метр потом снял, но не очень успешный, а эта короткометражка 2011 года, с посвящениями Фенченкам и проч., выдает в авторе отнюдь не тульского самородка, но уверенного профи, при этом не лишенного здравомыслия и способного позволить себе откровенность. Начинается "Конечная остановка" с того, что на проходящего болельщика "Спартака" нападают двое кавказцев, ни с того ни с сего, унижают, избивают - спасает проходивший мимо скинхед, дает советы, как следует жить, и движется дальше по своим делам, в автобусе натыкается на еще одного кавказца, мирного увальня-очкарика, но в присутствии других пассажиров, особенно детей, ведет себя вполне пристойно, а выйдя из автобуса на конечной остановке, всаживает в уже успокоившегося было кавказца (явно не приезжего, давно живущего в Москве) ножик - и поразительно, насколько в лаконичной истории много разного, противоречивого, непростого удается режиссеру сказать. "Бридж" - поделка попроще, но подкупающе точно выстроенная, в ней проигравшийся в карты и потерявший любовь сходятся на мосту с общим настроением прыгнуть в речку - а вместо этого отправляются пиво вдвоем пить. Я не хочу сказать, что все это шедевры (хотя "Понедельник", по-моему, составил бы честь любой планки анимационному фестивалю или конкурсу - и концептуально, и драматургически, и визуально он сделан блестяще), но после пяти полнометражных фильмов, из которых четыре оказались в разной степени несмотрибельными, пять короткометражек из интернета позволили настроение к ночи поправить.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments