Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Weekend" реж. Станислав Говорухин ("Окно в Европу")

Пока еще "Уикенд", хотя Говорухин обещал, что к выходу в прокат название изменится - будет "Лифт на эшафот", как назывался фильм Луи Малля 1957 года с Жанной Моро. А можно и "Веселенькое воскресенье" - почему нет, хуже не станет. Хотя Говорухин и заявляет, что снимает кино для тех, "кто книжки читал" (не уточняя, что за книжки он имеет в виду - братьев Вайнеров, наверное), "Уикенд" вероятнее всего рассчитан на публику, никогда в жизни "Лифта на эшафот" Малля не видавшего. А я как на грех смотрел его совсем недавно:

http://users.livejournal.com/_arlekin_/2554740.html

От оригинального "Лифта на эшафот" сюжет "Уикенда" отличается вроде бы и не сильно, но принципиальными моментами. Во-первых, у Говорухина нет аналога Жанны Моро, никто не ходит под музыку по дождливому Парижу (кстати, место действия "Уикенда" никак не конкретизировано: мегаполис, но недалеко от моря и пляжа). Во-вторых, другой финал, но даже не это самое важное. Самое важное связано с эпизодом убийства, которое совершает герой Максима Матвеева. У Малля ветеран алжирской войны убивает оружейника-подонка, нажившегося на военных преступлениях - конечно, преступление он совершает на почве страсти, ради жены шефа, но все-таки поступок получает некое относительное моральное оправдание как в собственных глазах, так и в глазах зрителя. У Говорухина никакой страсти нет и близко, исключительно корысть: вместе с шурином-префектом (Александр Домогаров) гламурный бездельник Игорь нажился неправедным образом, ограбив фирму, а убитый персонаж Виктора Сергачева - аудитор, раскрывший аферу и пообещавший вывести преступных "трутней" на чистую воду, за что и был застрелен. А судя по тому, что Игорь застрелил аудитора, вытащив из его сейфа наградной пистолет, аудитор был не простой, "аудитор в штатском" был. Ну и поскольку "бывших аудиторов не бывает", персонаж Сергачева продолжает являться Игорю в кошмарных снах уже и после того, как его обвинят в убийстве шведской пары (то есть шведского фотографа и его жены, в роли которой снялась Ольга Дыховичная), совершенном на самом деле угнавшем его машину мелким подонком (Вячеслав Чепурченко) с беременной подружкой, впоследствии отравившейся газом, не забыв перед этим загасить лампадку перед иконкой.

Собственно, будь "Уикенд" просто обычной для новорусского "народного" кино парашей - и хрен бы с ним. Но уже одни только черно-белые изыски Юрия Клименко выдают серьезность говорухинских намерений. То, что для Малля было стильной уловкой, ироничной и утонченной игрой в бульварный жанр, для Говорухина - повод преподать очередной моральный урок. От лица призрачного "аудитора в штатском" он как бы обещает каждому подлому "трутню", нажившемуся на остатках России, которую Говорухин потерял: и не уйдешь ты от суда мирского, как ней уйдешь от божьего суда - Игорь вынужден ради алиби признаться в убийстве аудитора, в чем его даже и не подозревали, но эту смерть ему лишь приплюсовывают к туристам и беременной самоубийце, тогда как настоящий преступник с деньгами преспокойно гуляет на свободе, отлично себя чувствует. И что меня особенно коробит, попутно удволетворяет свои вуайеристские увлечения, раздевая в кадре молодых актрис до конца и в полный рост, сравнивая особенности их интимных стрижек (чем дает повод самым продвинутым киноведам увидеть здесь знаковую деталь: бритая героиня Пересильд, говорящая с прибалтийским акцентом, как бы противопоставлена небритой подружке бандита, провинциальной и православной) - а уж кому другому, но православному патриоту, тем более депутату, следовало бы тешить эротический интерес частным порядком, непублично. И что еще характерно, помимо зацикленности на женской промежности, это пристрастие к иностранным словам, да еще написанным на афише латиницей: сейчас weekend, вчера был jazz, а завтра родину продаст.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment