Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Византия" реж. Нил Джордан в "35 мм"

Приходил на премьеру в "Летний пионер" - обещали ведь "кровавые коктейли", я думал - с томатным соком, а давали только сладкие, с земляникой, ну я на фильм и не остался, чтоб потом спокойно посмотреть, хотя спокойно пока не получается, народ попер, почти полные залы. Сегодня вампирская тема приспособляема ко всякому жанровому формату, от подростковой мелодрамы до политического памфлета, и Нил Джордан как опытной специалист в данной области старался быть оригинальным, его "Византия", конечно, внешне отличается от вампирического киномейстрима. Правда, слишком очевидно, что "Византия" - женский вариант "Интервью с вампиром", уж очень явное сходство во всем, в глаза бросается: и основной композиционный прием (рассказ в рассказе), и внутренняя хронология (охватывающая около двух столетий), и система характеров (в центре повествования - двое вампиров одного пола, первый старше, второй младше), и интрига, служащая пружиной сюжета (с годами тандем дает трещину и ведет к предательству, которое оборачивается общей катастрофой).

Клара и Элеонора (Джемма Артертон и Сирша Ронан) - мать и дочь, но выдают себя за сестер. Когда-то Клару превратил в шлюху зловещий армейский капитан (Джонни ли Миллер), но когда его друг решил подарить ему вампирское бессмертие, Клара подсуетилась, сама стала вампиршей, а позднее обратила и дочь, за что клан столетиями ее преследует - женщинам такое запрещено. Вообще-то в образе женщины-вампира ничего экстраординарного нет, чтобы это понимать, необязательно быть знатоком вампирологии как метафизической дисциплины на уровне православного философа Секацкого, и если уж на то пошло, "Кармилла" Ле Фаню вышла в свет на четверть века раньше "Дракулы" Стокера (Клара в фильме иногда представляется Камиллой, но кстати, закапываясь в возможные литературные источники сюжета "Византии", возможно, следует иметь в виду даже "Клару Милич" Тургенева, хотя там речь не о вампире, а о призраке). Другое дело, что в "Интервью с вампиром" при желании можно было прочесть гомосексуальный подтекст, а в "Византии" лесбийские мотивы моментально разбиваются о кровное (невольный каламбур) родство героинь. Поэтому единственным трогательным моментом в "Византии" можно считать отношения Элеоноры с рыжим аутичным парнем Фрэнком.

Клара и Элеонора переезжают с места на место, привязывая к себе слабых мужчин и используя их. Для Клары на новом месте таковым становится похоронивший мать еврейский увалень, владелец гостевого дома "Византия", а для Элеоноры - страдающий лейкемией Фрэнк. Гостиницу Клара по привычке моментально превращает в бордель, и Элеонора, которой из образ жизни давно надоел, в школьном сочинении-автобиографии рассказывает свою подлинную историю, которую передает Фрэнку, а тот делает ее достоянием педагогического коллектива. Фрэнку его предательство Элла легко прощает, а вот для педагогов причастность вампирской тайне оказывается роковой: одного убивает Клара, другую - члены братства, которые веками за Кларой и Эллой охотятся. Впрочем, давний знакомый Клары, невольная причина ее несчастий (он присутствовал на пляже, где ее нашел тот самый подлый капитан и увез в публичный дом, а потом и сам превратился в бессмертного вампира) вместо того, чтоб отсечь Кларе голову ритуальным византийским мечом, завалявшимся аж с крестовых походов (символический византийский "бренд" присутствует в картине слишком разнообразно и навязчиво - прямо как заглавная метафора в пьесах Василия Сигарева), рубит голову самому владельцу меча, главному преследователю-ненавистнику Клары и Эллы. После чего Клара с этим своим знакомым, вероятно, станут жить да поживать отдельно, а освободившаяся от материнской опеки Элла превратит в бессмертного вампира-кровососа умиравшего от лейкемии дружка - такая вот ирония судьбы.

К сожалению, "Византию" слишком легко и во многом можно упрекнуть - поводы разбросаны на каждом шагу. Неоправданно усложненная композиция и запутанное повествование, где невозможно разобраться, от чьего имени в тот или иной момент ведется рассказ: Элеонора пишет автобиографические заметки по заданию в школе со слов, услышанных за два века от матери, часть этих записок подбирает какой-то старик (я не понял, откуда он взялся и куда потом девался, если честно), мать, со своей стороны, пересказывает многое из того, что сама узнала от вампиров, и т.д. Неудачный, по-моему, ход - присутствие двойника героини Сирши Ронан в ее воспоминаниях, когда девушка как бы сама на себя смотрит, наблюдает со стороны за своим прошлым в монастырском приюте, находясь непосредственно в пространстве своей памяти. При этом сюжет достаточно примитивный, иногда до смешного. Не говоря уже про способ "инициации" - какая-то пещера на острове, с летучими мышами, с кровавыми водопадами вокруг: мало того, что ужасная безвкусица, да еще и необъяснимо нелепая. Много смехотворных деталей и в основной сюжетной линии, а между тем Джордан пытается изо всех сил сохранять серьезную интонацию, зато когда уж прибегает к иронии - шутки выходят невпопад.

И в результате "Византия" оборачивается чем-то промежуточным между Майерс и Пелевиным, то есть, при всех наворотах и заморочках, ординарным вампирским мелодраматическим триллером с замахом на смутные историко-философские обобщения. Единственное, что отчасти выручает и подкупает - медлительный, неспешный ритм киноповествования, за исключением последних минут двадцати, они-то окончательно портят все дело, но большая часть фильма благодаря стильной картинке и неспешному развитию событий как в прямой последовательности, так и в обратной, ретроспективной (а в отличие от "Интервью с вампиром", в "Византии" Джордан сосредоточен не на похождениях, но на переживаниях персонажей, не на внешнем действии, но на внутреннем состоянии) смотрится неплохо. Однако после "Впусти меня", да еще с римейком, все равно это запоздалое, морально устаревшее произведение, вчерашний день, пройденный этап.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments