Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Евгений Новиков (саксофон) и др: Дебюсси, Баес, Буш, Хиндемит ("Собираем друзей" в РЗК)

Не помню концерта, где саксофон как солирующий инструмент был бы представлен так ярко и разнопланово в академическом формате. Сам тембр и способ звукоизвлечения неизбежно прибавляет джазовых красок, например, "Послеполуденному отдыху фавна" Дебюсси в переложении для саксофона-сопрано и фортепиано, открывавшему первое отделение, несмотря на что программа все равно оказалась чисто "консерваторской", хотя в ней и преобладали произведения более или менее современные. То есть в буквальном смысле современный опус - только один, концерт-фантазия для саксофона-альта и фортемиано Сатьяго Баеса (2011), да и он написан на темы музыки Бизе к "Арлезианке" Доде, причем несмотря на сегодняшний музыкальный язык композитора хрестоматийные мелодии в его произведении угадываются без особого труда, пусть и не сходу, может быть: любопытно, что темы Бизе здесь скорее не варьируются, отталкиваясь от оригинальных, но как бы собираются, реконструируются из отдельных элементов, постепенно, через конфликтное развитие, возвращаются к своему первоначальному, узнаваемому звучанию. Вряд ли автор ставил особые содержательные задачи, наверняка его больше привлекала демонстрация возможностей саксофона в академическом музицировании - и инструмента, и исполнителя, что и показал Евгений Новиков, игравший в первом отделении с пианистом Никитой Куклиным, а во втором - с ансамблем струнников музыку Буша и Хиндемита. Ну увенчавшее вечер трио Хиндемита для альта, саксофона и фортепиано - не лишенное внешнего блеска, но обыкновенное для этого не очень мной любимого автора сочинение, а вот имя и музыка Адольфа Буша стала практически открытием. Кажется, не слышал раньше ни про этого композитора, ни про его творчество, хотя он, оказывается, представитель известной немецкой музыкальной семьи, из Германии еще в 1920-е перебравшийся в Швейцарию (вместе с зятем-евреем), затем в США, где и умер в 1952 году. Квинтет для саксофона-альта и струнного квартета написан в 1928-м, и тем более для этого периода расцвета авангардистских исканий поразителен ясностью композиторской мысли, строгостью формы, чистотой неоромантического порыва, специфическим, но внятным и по-своему ярким мелодизмом - очень хочется теперь послушать Адольфа Буша побольше, хотя не уверен, что можно найти записи.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments