Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Ромео и Джульетта" реж. Тим ван Даммен в "35 мм"

Какая ни экзотика, а если уж один экземпляр прорвался - жди лавины. Одновременно с австралийским киномюзиклом "Богиня" в прокат вышел новозеландский образчик того же жанра, только не на оригинальный, как "Богиня", сюжет (оригинальный в строго формальном смысле, по содержанию-то ничего оригинального, сплошные штампы), а на основе трагедии Шекспира. Честно сказать, я до последнего думал, что речь идет о повторном выпуске на экраны фильма Лурманна, который, кстати, хотелось бы пересмотреть (точнее, в кинотеатре-то я его, естественно, никогда не видел, только с кассеты и по ТВ), а это совершенно новая, свежая картинка.

Лурманн-то ведь и сам, кажется, из тех мест, австралиец по происхождению, но его замечательный фильм все-таки на сто процентов американская продукция, самого высшего качества, и помимо множества прочих достоинств лурманновская "Р+Дж" абсолютно убедительна в плане того, что 13-летняя Джульетта, девочка с неразвитыми чувствами, с первого взгляда влюбилась в Ромео - в кого ж еще, как ни в ДиКаприо, 13-летней девочке влюбляться? В новозеландской же поделке Джульетта на вид - вполне половозрелая бабища, Ромео - смазливый, милый, но ничем особо не примечательный юноша, поинтереснее остальных, пожалуй, Тибальт, сыгранный Дэном Вейнтом (посмотрел имя на Кинопоиске, не помню, чтоб актер попадался на глаза раньше) и озвученный одним из автором песен, Майклом О'Нилом.

Вообще, вопреки новейшим тенденциям жанра, все персонажи поют чужими голосами, некоторые - голосами создателей мюзикла (у О'Нила есть соавтор, Питер ван дер Флют, и фамилии выдают в сочинителях новозеландской "песни о любви", каковой подзаголовок официально имеет кинопроект, ирландца и голландца либо фламандца по происхождению соответственно, да и у режиссера фамилия голландская). Героев Шекспира предсказуемо переместили на стоянку трейлеров под названием Верона (у Лурманна - Верона-бич, что логично и объяснимо, а откуда у трейлерной парковки столь громкое итальянское название, лучше не задумываться), "лорды" выглядят как байкеры (ну это еще куда ни шло), их дети-подростки - ну нормальные сегодняшние малолетки, в бейсболках, банданах и модных, вероятно, для южного полушария причесонах.

Самое для меня непонятное - истоки вражды кланом Монтекки и Капулетти (а все персонажи вплоть до третьестепенных юнцов сохранили шекспировские имена) в данном случае. Одно дело - древнее противостояние итальянских (пусть "итальянистость" у Шекспира сколь угодно условна и сегодня дает лишь повод зарабатывать на туристическом интересе к т.н. "Домику Джульетты" в Вероне, где не то что Джульетта никакая, но и сам Шекспир или кто там вместо него отродясь не бывали) аристократических семей, но на парковке трейлеров - какая может быть давняя предыстория, явно же первое поколение тут живет, откуда же застарелая взаимная ненависть, значит, в основе ее - какое-то недавнее событие, но ничего не разъясняется. Ни социального, имущественного, классового конфликта здесь не может быть (все равны, трейлеры у всех одинаковые более или менее, включая и "принца", разнимающего семьи), ни даже расовой, этнической розни (и Монтекки, и Капулетти - белые, добро бы один род был из аборигенов, а другой из приезжих, ну или хотя бы, чтоб далеко не ходить за примером, одни ирландцы, а другие голландцы.... - хуйня бы вышла еще более пошлая, но по крайней мере какое-то обоснование нашлось).

Получается полнейшая бессмыслица. Отсюда, видимо, и остальное - равно неинтересное и необязательное. По сути переодетые в бедные, но модные одежки и запевшие r'n'b и рок, а также зачитавшие рэп вперемежку с обыкновенными для любого мюзикла зонгами персонажи Шекспира ничем не примечательнее своих прототипов из классической пьесы, ну разве что Лоренцо неожиданный - дегенеративного вида бомжующий гном неопределенного возраста и пола (играет женщина, а поет мужчина, и достаточно низким голосом), серьезный знаток грибков и травок, ночующий, в отличие от прочих земляков, и не в трейлере, а с такими же бродяжками прямо в помойной пещерке, но почему-то сильно озабоченный проблемой примирения Монтекки с Капулетти, персонаж почти инфернальный - что тоже плохо вписывается в общую стилистическую концепцию, где место гротеску на уровне цирковом еще остается (например, дебиловатая девица, по ошибке попросившая Ромео прочесть ей имена приглашенных на прием к Капулетти, откуда Ромео про этот прием и узнал, пошел туда и встретил Джульетту - а раньше посреди трейлеров, значит, не сталкивался ни разу, ничего себе стоянка... - начинает в определенный момент рыдать и слезы льются из нее не то что ручьем, а прямо водопадом, буквально как из ведра), но мистике - уж точно нет; да еще Парис странноватый - инфантильный, сексуально озабоченный переросток. Прочие - самые обычные условно-современные герои условно-современной версии старой пьесы.

То же касается и сюжета - не считая пролога, вынесенного на финальные титры и поданного от лица все того же Лоренцо, никаких видимых значительных отступлений. Пара эпизодов несколько удивила - когда, скажем, идущих к Лоренцо молодых преследует Тибальт с ножом, собирается Ромео зарезать, а Джульетта своим телом его прикрывает; и еще - когда Лоренцо "оживляет" спящую в склепе Джульетту и сразу неизвестно куда и как исчезает, не мешая ей при виде мертвого Ромео покончить с собой, всадить осколок битого стекла себе в грудь. Кстати, вот что в фильме современно, не без оглядки на азиатские криминальные боевики придумано - это способы смертоубийства, Шекспиру такие и не снились: ну ладно, Тибальт заколол Меркуцио ножиком, но уже Ромео всадил Тибальту в горло стеклянный штырь, а Париса при входе в склеп Джульетты забил ломом (который нес, чтоб дверь усыпальницы вскрывать), то есть взял и проткнул его энтим ломом наскрозь. Вот это по-нашему, по-новозеландски, а в целом - как есть Шекспир, в том числе и на рэп положенный, русскоязычные титры - в хрестоматийном переводе Пастернака.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments