Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

Штокхаузен и Фелдман в "Гараже"

Аудитория оказалась необычайно многочисленной и, в сравнении с пасущимися при консерватории бабками, алчущими святого искусства, достаточно внимательной (хотя многие уходили, но кто-то и подходил), особенно учитывая, что из себя представляла программа. Исключение - снующие туда-сюда без всякого стеснения фотографы, но эти по жизни убеждены, что все происходит только ради них, а остальные присутствующие нарочно им мешают делать нелюбимое, но такое необходимое дело (причем если светские репортеры уверены в том небезосновательно, то снимающие спектакли, концерты, выставки придерживаются этого мнения просто в силу кастовых предубеждений). Впрочем, поскольку все происходило на открытой площадке под зонтиками-грибочками, то посторонних шумов, уличных и парковых (сразу за кустами - детская площадка) хватало и без того, не говоря уже про малоприятный ветер. Тем не менее двухчасовой концерт-перформанс оказался вполне содержательным.

Ничего специфически перформативного, никакой театрализации и отдельной атрибутики в нем не было, просто обычным музицированием исполнение подобных сочинений тоже не назовешь, особенно если не в замкнутом помещении оно происходит, а на воздухе. Поначалу обещали монографический концерт Штокхаузена, но как объяснил составитель программы Дмитрий Власик, ноты одного из произведений доставили слишком поздно и, подозревает он, не без злого умысла вдовы автора, руководящей фондом его наследия. Поэтому между двумя ранними опусами Штокхаузена исполнили "Why patterns?" Мортона Фелдмана. В принципе, это довольно продолжительное, но прозрачное, созерцательное, при этом совсем не монотонное сочинение можно даже назвать музыкой в прямом смысле слова, оно хорошо ложится на слух и не особо нуждается в профессиональном комментарии. С Штокхаузеном сложнее, и его вещи сопровождались мини-лекциями с демонстрацией на видеоэкране слайдов, воспроизводящих ноты, точнее, то, что Штокхаузену их заменяло - довольно увлекательно, во всяком случае, небезынтересно даже для тех, кто некоторое поверхностное представление о предмете имел заранее.

Открывал вечер короткий "Ziklus" 1959 года для ударника соло - обыкновенное по сегодняшним меркам сочинение для перкуссиониста соло, с глиссандо маримбы, виброфоном, барабаничками, весь смысл (если уместно именно это слово) которого не в наборе звуков, не в их последовательности и даже не в способе звукоизвлечения, а в композиционной, структурной концепции. Это даже не то, что я называю "театр звука", это чисто прикладная вещь, иллюстративная по отношению к умозрительной идее, хотя идея сама по себе, я бы сказал, занятная, а для своего времени еще и продвинутая. "Refrain" - тоже Штокхаузена и тоже 1959 года - штука поинтереснее, к тому же в 2000-м автор к ней вернулся и трансформировал в новую версию. Челесту, увы, исполнителям (вместе с Дмитрием Власиком участвовали Иван Бушуев-духовик и Наталия Черкасова-пианистка) заменил, как это теперь часто случается, синтезатор или что-то в том же роде, но коль скоро суть не в характере звучания, а в концептуальном замысле (сводящемся в данном случае, как и во многих других, к тому, что заданная автором структура позволяет исполнителям участвовать в создании произведения и в качестве сокомпозиторов, причем привнесенные ими элементы оказывают частичное влияние и на исходную структуру), наверное, это не очень обидно, зато выкрики вслух, предписанные Штокхаузеном, участникам ансамбля удались отлично.

Понятно, что слушать Штокхаузена долго - удовольствие то еще (а Фелдмана, кстати, я бы слушал и слушал), но когда говорят, что эта, назовем ее так все же, музыка однообразна - просто не знают, о чем говорят. Как раз собираясь в Парк Горького на концерт, да и накануне, по телевизору я слушал Моцарта: Кристоф Эшенбах с оркестром де Пари играл два фортепианных концерта, 12-й и 23-й, Анна-София Муттер с Камератой Зальцбурга - два скрипичных, 4-й и 5-й. По благозвучию и ритмической плавности Моцарта с Штокхаузеном, конечно, не сравнить, а по однообразию звучания, я думаю, венский классицизм и атоналке первой половины 20-го века, и алеаторике второй способен дать фору. У Моцарта есть очень узнаваемые, причем практически любого сорта аудиторией, эпизоды, из перечисленных опусов к таковым относится 2-я, медленная часть 23-го концерта - не каждый знает, что это именно 23-й концерт и его 2-я часть, но сама музыка - "на слуху", что называется. Есть просто яркие, выделяющиеся из общего ряда моменты - скажем, средний раздел финала 5-го скрипичного концерта, неожиданно драматичный, почти по-романтически порывистый, посреди плавного и ровного, убаюкивающего шелестения гладкой музыкальной ткани. Но в основном - сходу никогда в жизни не отличишь симфонии Моцарта одну от другой (ранние так уж точно), Штокхаузена - гораздо скорее, хотя бы по составу инструментов, по композиции, по продолжительности, наконец. Да и воспринимаются они, честно сказать, при соответствующем настрое даже в больших количествах (а концерт шел почти два часа) легче, чем в тех же количествах Моцарт или Брамс. Ну а по отношению к некоторым театральным постановкам присутствовавшего на мероприятии Дмитрия Волкострелова музыкальный перформанс на основе сочинений Штокхаузена - просто попса.

Собственно, название проекта "Свободное время", в рамках которого случился описанный вечер, следует, помимо концептуального наполнения (связанного с композиционными особенностями исполняемых сочинений, возможностями в замкнутую структуру привносить элементы посторонние, случайные), следует, вероятно, также понимать отчасти и буквально - люди пришли в парк, а в парке - в центр современного искусства (пусть они нацеленно пришли, все равно - не в консерваторию же, и не в ночной клуб по загранпаспорту, как сумасшедший профессор ходит и потом по секрету всем рассказывает), сели под зонтики-грибки, послушали, что играют, не понравилось - ушли, по возможности тихо, не мешая остальным. Подобные проекты придают иллюзию наличия в пределах ареала обитания русских кое-каких примет человеческой цивилизации. Слишком хрупкая только иллюзия, ничего не стоит ее разрушить, и далеко ходить не надо, можно просто зайти на официальный сайт "Гаража" и прочитать там на главной странице объявление: "2 августа 2013 г. Центр современной культуры «Гараж» не работает в связи с проведением в Парке Горького празднований Дня Воздушно-десантных войск". А на сталинско-ампирном портике у входа растяжку "никто, кроме нас" загодя повесили - чтоб видели, суки, кто здесь настоящий хозяин, и жопой чувствовали, как их "свободное время" подходит к концу.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments