Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

"Давай сделаем это легально", реж. Ричард Сэйл, 1951; "Второй хор", реж. Х.С.Поттер, 1940

В традиции американского ромкома, не исключая даже и "Секс в большом городе", принимается по умолчанию за образец хорошего вкуса любовь к старому черно-белому Голливуду, чего я никак не могу понять, хотя стараюсь, тренируюсь, вырабатываю в себе интерес - не получается. В равной степени и фабричная кинопродукция 1930-50-х годов, и вершины от Чаплина до Крамера страдают (если не рассматривать эту особенность как достоинство, чему учат некоторые спецы) отсутствием в драматургии "воздушных камер", лакун, которые можно было бы наполнить собственным дыханием, цезур в монотонном и при этом достаточно быстром ритме действия: побочный эффект продюсерской фобии, как бы зритель не заскучал. Впрочем, для своего времени, наверное, подход был правильный, просто сегодня изменилась и эстетическая функция кино, и его место в бытовой культуре (с появлением более продвинутых развлечений), с одной стороны, и статус старых фильмов, с другой: то, что было обыкновенной одноразовой кинопопсой для праздного времяпрепровождения, обрело статус арт-раритета. Хотя раритетов этих даже в телеэфире - очень много, разного сорта. Про абсолютные шедевры вроде "Некоторые любят погорячее" (который, кстати, я ребенком смотрел в кинотеатре - в СССР, как ни странно, их выпускали в повторный прокат время от времени) говорить нечего, но есть масса поделок попроще.

"Давай сделаем это легально" запоминается крошечным эпизодом с участием Мэрилин Монро, точнее, двумя эпизодами, здесь у нее роль модельки, которую поддерживает, но якобы совершенно бескорыстно и без задней мысли, главный герой, разведенный и разоренный Хью Халсоуорт (МакДоналд Кэри), после двадцати лет брака, имея замужнюю взрослую дочь и маленькую внучку, остался без дома и без состояния, потому что жена его решила, что он недостаточно к ней внимателен. Хью еще не окончательно порвал с семьей, но все-таки судьба розария с выведенными новыми сортами волнует его больше, чем будущее жены. Однако в город приезжает миллионер и плейбой, известный политик Виктор МакФэрланд (Зэкэри Скотт), когда-то влюбленный в Мириам Халсуорт (Клодетт Колбер), но неожиданно уехавший и не вовращавшийся на малую родину в течение двадцати лет. Мириам увлекается, соглашается на свадьбу, готова ехать в Вашингтон, где Виктора ждет высокий пост, и разрыв с мужем кажется неизбежным после того, как она узнает, что Виктор и Хью в молодости разыграли в кости, кому выпадет жениться на Мириам, а кто должен исчезнуть. Ускорить брак стремится и муж дочери (Роберту Вагнеру здесь двадцать лет и он приторный красавчик, не то что потом в более известных своих картинах), ему хочется поскорее зажить своим домом, тогда как жена боится отдалиться от матери, помогающей во всем, но и все за них решающей. Понятно, что по меркам 1951 года залетный карьерист будет посрамлен, старая семья восстановлена, а молодая укреплена в результате несложных интриг, главная из которых состоит в том, что разыгрывая невесту в кости двадцать лет назад, Хью, оказывается, сжульничал и играл фальшивыми кубиками, выпадающими неизбежно в его пользу. Ну надо же - героиня Островского и та относилась к подобным вещам менее лояльно, а учебник по литературе еще толкует о тяжелой судьбе женщины в России 19 века, американкую же розыгрыш ее судьбы между двумя мужчинами вполне устраивает при условии, что он нечестный!

"Второй хор" тоже не лишен "фишки", сегодня забавной вдвойне: сцена в русском ресторане, куда деву-менеджера (Полетт Годар) приводит потенциальный спонсор, поклонник "славянской народной музыки", и там в ансамбля ряженых казаков персонаж Фреда Астера с накладной бородой и в папахе не только играет на трубе, но и пляшет при этом в присядку, пока сотоварищи наяривают на балалайках "Светит месяц, светит ясный": "Этот человек поет о любимой, оставленной в далекой России, тоскует славянская душа" - поясняет спутнице продвинутый меценат, между тем Фред Астер пытается напевать по-русски нечто, больше напоминающее текстом куплеты Чарли Чаплина из "Новых времен". Вместе с другом этот горе-трубач семь лет играл в университетском оркестре, неплохо зарабатывая и нарочно проваливая экзамены, чтоб подольше не расставаться с беззаботной студенческой жизнью, но пришла пора, и оба, пытаясь подставить друг друга перед своей новой знакомой (которую, в свою очередь, подставили перед работодателем, лишив должности и пригласив ее к себе менеджером оркестра), оказались без места, один пошел трубить на скачках, другой плясать казачка. Потом, конечно, оба нашли себе занятие по душе, не без жульничества, но доказали свою творческую состоятельность, обдурили престарелого спонсора, убедили руководителя коллектива Арти Шоу (композитор фильма играет самого себя и с собственным оркестром), а заодно и девушку, доставшуюся, разумеется, герою Фреда Астера, а не его менее "звездному" партнеру, на его долю выпало подпаивать богача, возомнившего себя виртуозом мандолины. Про "Второй хор", как и про "Давай сделаем это легально", не скажешь, что они скучные, длинные, затянутые - нет, они короткие, динамичные и на каждую минуту приходится по паре шуток, но меня как раз это отталкивает, не позволяет эти милые, в общем, вещицы, воспринимать всерьез.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments