Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Category:

"Окончательный монтаж" реж. Дьердь Палфи (ММКФ)

Почти уверен, что информация о проблемах с авторскими правами (будто бы Кэмерон требует гонорар за использование кадров из "Аватара" и это не позволит выпустить фильм в прокат) - пиаровская утка, но поддавшись непоследок безумию (а вообще на этот раз маньячил мало),решил воспользоваться последним фестивальным показом "Окончательного монтажа" как единственным шансом увидеть его, уже после официального закрытия фестиваля, на поздневечернем сеансе в "Летнем пионере". До сих пор там не бывал, но было понятно, что все, кто заходит в парк Горького около половины одиннадцатого вечера, пойдет именно туда, хотя кто шел, тоже явно не знали дороги и двигались наугад - но вроде не заблудились. Сложнее с погодными условиями - как на грех после сухих и жарких ночей именно сейчас пошли дожди, но несмотря на это безумцев набралось немалое количество. Впрочем, подушек, пледов и дождевиков хватило на всех и даже на Щукина. Я отказался от дождевика, ограничившись собственных зонтом, который надел на себя как шапку, зато взял две подушки, одну подложил под жопу, вторую под спину, завернулся в плед - в общем, устроился для предложенных обстоятельств с максимальным комфортом, что позволило высидеть полтора часа (час двадцать плюс ролики фестивальные и собственные пионерские в огромных количествах) под ночным дождем и на ветру. Но в общем, если слухи про Камерона правда, посмотреть "Окончательный монтаж" стоило, хотя его замысел понятен уже по аннотации. Из огромного количества фильмов надерганы мелкие и мельчайшие фрагменты и смонтированы таким образом, чтоб выстраивалась нехитрая, но связная любовно-криминальная история. Мужчина знакомится с женщиной, она актриса и несвободна, ее опекает "крутой", но любовь побеждает, первое свидание, бурный секс (без масла не обходится, спасибо Бертолуччи, но кашу маслом не испортишь), далее начинается совместная жизнь, а с ней и неизбежные подозрения в неверности, и реальные измены, после чего возможны два варианта: герой уходит в армию и погибает либо, увидев свою гибель во сне, находит в себе силы, как и героиня, к примирению, чтобы дальше уже жить, может, даже счастливо - оба варианта представлены в наличии. Фишка Палфи прежде всего, безусловно, в его образцово-показательной "неразборчивости", киноманской "всеядности", он использует фильмы старые (начиная с "Прибытия поезда") и новейшие, немые и звуковые, цветные и черно-белые, анимационные, игровые, неигровые и т.д., от телесериалов до порно, хотя роль каждого обрывка внутри микро-сюжетного блока неравноценна: блок строится таким образом, что одни фрагменты становятся сюжетообразующими, а другие иллюстрируют тот или иной мотив по аналогии, то есть "подклеиваются" к "основному". По сходному принципу выстроен и саундтрек - иногда, правда, музыкальный ряд и картинка берутся сразу в комплекте, как на ложном финале с гибелью героя, когда идут последние кадры "Человека-слона" и звучит полагающееся Адажио для струнных Барбера, или шлягер Пресли на "окончательном" финале, который Палфи выстраивает, отталкиваясь от "Диких сердцем" того же Линча, но, например, тема Нино Рота из "Ромео и Джульетты" Дзефирелли подкладывается под совсем иного сорта картинки.

Есть место в этой коллекции и российскому, ну то есть, разумеется, советскому кинематографу, причем представлен он не только хрестоматийными Тарковским ("Иваново детство" и "Сталкер"), Параджановым ("Тени забытых предков" и "Цвет граната"), Михалковым ("Неоконченная пьеса для механического пианино" - да и куда без Михалкова, еще обидится), а также "Человеком с киноаппаратом" Вертова и "Иваном Грозным" Эйзенштейна, но и менее очевидным, на первый взгляд, "Человеком-амфибией" - надо, правда, учитывать, что режиссеру-венгру волей-неволей наверняка приходилось смотреть фильмы из страны-оккупанта. Впрочем, все вместе советские картины числом едва ли превосходят задействованного Бунюэля - тут и "Дневная красавица", и "Дневник горничной", и "Скромное обаяние буржуазии", и Ангел-истребитель", и "Симеон-столпник", или, опять-таки, Линча (помимо упомянутых "Человека-слона" с "Дикими сердцем" - и "Внутренняя империя", и "Малхолланд драйв", да что там - "Твин Пикс" в полный рост, и музыка Бадаламенти не забыта). А в целом пошли в ход и диснеевские мультики, и уже упомянутый "Аватар", и поделки Тинто Брасса - ничто не умирает. Причем иногда, как мне показалось, узнаваемость кадра для режиссера была важнее его необходимости в данном конкретном эпизоде - например, льющиеся в камеру струи из душевой трубке в "Психо", у Палфи душ по сюжету принимает мужчина, у Хичкока там девушка, которую Палфи, понятно, отрезает, но все равно, душ здесь только ради душа, а не для души. И если честно, целевой аудиторией и наиболее благодарными зрителями "Окончательного монтажа" стали бы, как мне думается, не продвинутые киноманы, а полные невежды, только не такие, что гордятся своим невежеством и почитают себя венцом развития, а те, для которых незнание - повод узнать, расширить горизонты (вроде меня, но раза в три моложе), вот они бы воспринимали фильм Палфи непосредственно, эмоционально. А когда начинаешь "узнавать" кадры, а опознаешь не всякий раз, потому что слишком много всего разного, то автоматически приходится сосредоточиться на "угадайке" и "монтажная" связь теряется. Не говоря уже о том, что когда я вижу Тарковского, во мне такая ярость закипает, что больше ни о чем думать не могу.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments