Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

"Осадное положение" реж. Коста-Гаврас, 1972 (ММКФ)

Вот это кино, в отличие от "Признания", причем позднее сделанное, Коста-Гаврас типичный, во всей красе. Фильм начинается с убийства, точнее, с обнаружения в угнанном авто мертвого тела гражданина США, и дальше рассказывается два часа, за что сей гражданин, которого играет Ив Монтан, был убит. Уругвайские террористы, или революционеры, как они сами себя предпочитают называть, за просто так не убивают, они же не подкупленные американцами фашисты какие-нибудь. Гражданин под видом технической и гуманитарной помощи - о, проклятые американские империалисты! - содействовал коррупции и пыткам, ограничивал суверенитет независимых латиноамериканских государств, оказывал помощь в установлении и поддержании диктатуры. Вот и на отпевание академическое сообщество, даже представители прогрессивной церковной общественности во главе с архиепископом не явились, траурную службу вынужден был проводить папский легат (практически тот же американский империализм, только с другим центром). И сразу после панихиды идет сцена, где супруга "спеца" приходит на консультацию для жен агентов, и там рассказывают про нематод, паразитов, внедряющихся в тела (но только в ослабленные плохим питанием, "вам это не грозит") - дурак и тот поймет, что американцы такие паразиты и есть. Вообще Коста-Гаврас - не эстет совсем, средства, используемые им, сродни террористическим - тупые, примитивные, но доходчивые. В "Осадном положении" он предлагает сравнить: с одной стороны - фашистские палачи-наймиты и их американские хозяева, с другой - ясноглазые борцы с режимом, непонятно за что и использующие почему-то те же средства, что и их преследователи, однако их цель такие средства на взгляд прогрессивной общественности оправдывает, хотя на вопрос героя Монтана, какое общество они хотят построить вместо ненавистного, террорист отвечает честно: "это наше слабое место, но общество, где не понадобятся такие как вы". Ну не знаю, даже для утопии малоубедительно, по-моему, а интересно другое: не видел ни одного фильма, где главной темой в таком же, как в "Осадном положении", разрезе и столь же недвусмысленно демонстрировались бы методы русского коммуно-православного империализма. В том же "Признании" присланные из СССР "советники" остаются персонажами внеэкранными, все пытки над евреями-коммунистами - дело рук местных служб. Что-то иногда говорят про КГБ, про ФСБ, а вот так, по коста-гаврасовски, со всей большевистской прямотой - ну в России, понятно, не снимут, но есть же свободный мир, а там тоже лучше продаются антиамериканские агитки про трогательных чистых сердцем революционеров: как они заботятся о похищенном американском агенте - расплакаться можно, ну будто он им родной, правда, вначале его подтсрелили, но это вышло ненароком, его лечили, даже на рентген тайно в больницу возили, почти подлатали, потом все равно убили, но не просто так, как фашисты, прислуживающие американцем, а по результату всеобщего внутри организации голосования - большинство высказалось за казнь, а были и противники, но в меньшинстве остались, и ничего не поделаешь, демократия, демократия превыше всего. Действие происходит в течение семи дней, практически страстная неделя - в понедельник его похищают, а в воскресенье убивают. Но ощущение такое, что ЦРУшнику созданы санаторные условия - ему предлагают пить на выбор молоко или воду (а он, мятежный, просит виски), никто его не пытает, никто не унижает - вежливо допрашивают, с фактами на руках, с фотографиями и копиями сверхсекретны документов, откуда только они у партизан, не московские ли хозяева по своим каналам раздобыли и передали?
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments