Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
Слава Шадронов
_arlekin_

Categories:

Тициан в ГМИИ

Конечно, Тициан - не совсем то же самое, что Рафаэль, это другая история, другая, для начала, школа (венецианская), ну и эпоха тоже не вполне совпадает, хотя Тициан, не в пример многим соотечественникам-живописцам, жил долго, благополучно, и в 90-летнем возрасте умудрился умереть посреди эпидемии чумы не от чумы, но просто от старости. Тем не менее выставка Тициана параллельно с прерафаэлитами волей-неволей смотрится концептуально, наглядно показывая, какое "тяжелое наследие" англичанам 19 века пришлось преодолевать. Хотя, опять же, как было сказано на открытии выставки Тициана, и это, видимо, довольно точная мысль, "Рафаэль сформулировал новый идеал красоты, а Тициан дал ощущение живого идеала".
Из 11 полотен, свезенных со всей Италии от Неаполя до Милана, почти половина - портреты, три мужских - художника и архитектора Джулио Романо (из городского музея Мантуи), на котором он изображен подчеркнуто как архитектор, с чертежом в руках, поскольку занятие считалось более благонадежным, а также графа Антонио де Порчиа и Томмазо Мости
(в европейских музеях я мимо таких бородатых дяденек всегда прохожу мимо, не сбавляя скорости), и два прекрасных женских, "Красавица" и "Флора". Они, наверное, самое здесь интересное, наряду с замечательными мифологическими "Данаей" и "Венерой, завязывающей глаза амуру", хотя эти полотна, особенно портретные, сравнительно небольших размеров, а есть более крупные, алтарные, но ренессансный взгляд на Священную историю отталкивает меня своей плотской вульгарностью, сравнивать ли его с чудесными средневековыми произведениями (особенно деревянными скульптурами и фресками) или с теми же прерафаэлитами. Из Анконы приехало огромное "Распятие Христа, Мадонна, святые Иоанн Евангелист и Доминик" (1558), но еще эффектнее смотрится почти маньеристское, с животастыми ангелочками в расплавившемся небе, "Благовещение", написанное для венецианской церкви Сан-Сальвадор (1563-65), где Мария выглядит испуганной еврейской девочкой, а архангел, наоборот, будто из американского комикса выпрыгнул. Меня больше других полотен привлекли небольшая по размеру "Мадонна с младенцем" (1507) из Бергамо и чуть большее, но тоже очень скромное по колориту и выразительным средствам "Крещение Христа" (1512) из римской пинакотеки Капитолина, то есть самый ранний Тициан, что вполне естественно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment