Шесть исполнителей играют десятки персонажей на трех языках, чьи сюжетные линии переплетаются - это тоже роднит "Карты" с "Липсинком", но чисто формально. Место - Лас-Вегас, время - начало 2000-х, Буш объявляет о начале войны против Ирака. Первая линия, с которой открывается представление - пара молодоженов, после семи лет совместной жизни решивших зарегистрировать брак, поскольку невеста беременна. Ряженый Элвис объявляет их мужем и женой, однако новобрачная вдруг неожиданно увлекается загадочным фокусником в костюме ковбоя, и вместо мужа-физика, разрабатывающего теорию струн, проводит ночь с этим ковбоем, представившимся Диком, а потом выясняется, что в отеле нет никакого Дика, нет и номера, где они были, нет даже 34-го этажа, где якобы располагался этот номер. Линия вторая - скрывающие свою любовную связь двое солдат-миротворцев, перед отправкой в Ирак проходящих учения близ Лас-Вегаса, один из них датчанин, другой испанец, первый считает, что крестовый поход против ислама продолжается тысячу лет и нескоро закончится, поэтому война не имеет смысла, второй все-таки готов на нее отправится, и тогда датчанин вместо этого нанимает проститутку, с которой разыгрывает ролевую игру, в результате проститутка его убивает и забирает деньги. Наконец, британский телепродюсер-игроман, которого преследуют криминальные кредиторы, он сдает в ломбард идею телешоу, выигрывает 41 тысяч, но просит передать их горничной, а деньги присваивает ее коллега, нелегальная мигрантка, считающая себя тяжелобольной, но за огромный гонорар подпольный доктор по анализам ставит ей диагноз: ранняя менопауза, а бывший продюсер тем временем отправляется в пустыню, бредет по ней, срывая с себя одежду, пока совершенно голым не приходит в сознание рядом с непонятным патлатым парнем, не то индейцем, не то хиппарем.
Что принципиально отличает "Карты" от всех остальных проектов Лепажа, где он выступает сочинителем историй (номинально создателями текста считается вся команда, и еще обозначен официальный "драматург", собиравший пьесу в единое целое, но по сути это авторский театр) - наличие мистического элемента. Конечно, это не мистика в полном смысле, скорее условность, и тем не менее такие персонажи, как Элвис, ковбой Дик и хиппарь-индеец в финале могут быть восприняты и на бытовом уровне, и на символическом, как реальные люди в фантастических обстоятельствах, как фантастические по своей природе существа или, если угодно, как плод расстроенного воображения. В описанном "отеле разбитых сердец" очевидно действуют не только социальные и психологические факторы, присутствует и нечто загадочное, не от мира сего. Но привычные для Лепажа, да и для западной современной культуры в целом расхожие до штампа мотивы, от гомосексуальности до нелегальной миграции, вряд ли нуждаются в обязательном мистическом контексте (что блестяще доказал "Липсинк", где все то же самое и вне связи со сверхъестественными явлениями звучало откровением, а в "Картах" замусолено до неприличия), хотя, казалось бы, антураж, определяемый игорным домом, образом игральных карт, игровых автоматов, рулетки и проч. говорит сам за себя - но тема игры с дьяволом на человеческую душу не воплощается в полной мере, присутствует полунамеком. С другой стороны, не раскрывается и заявленная научная концепция "теории струн", соединяющая "большую относительность" с "малой относительностью" - все это обозначено, названо и звучит красиво, но и только. Если в "Липсинке" многочисленные микро-сюжеты сплетались в невероятную повествовательную ткань, то в "Картах. Пиках" обрывки торчат повсюду, недомолвки и нестыковки раздражают, ну по меньшей мере вызывают недоумение. Возможно, более обстоятельная, полновесная композиция потребовала бы большего объема, хронометража, количества сюжетных линий и персонажей - "Липсинк" ведь шел в три раза дольше, почти девять часов с пятью антрактами, и там Лепаж, не позволяя ни на минуту выпасть из процесса, успевал поговорить обо всем на свете подробно и убедительно. В "Пиках" он будто спешил куда-то, оборвал по-быстрому микро-сюжеты, не вывел их на макро-уровень, и несмотря на эффектный финал в пустыне, когда дым столбом поднимается из люка и вентилятором сверху закручивается вихрем - буквально в центре торнадо, в красной подсветке оказывается обнаженный человек, это ярко и очень сильно - в целом спектакль показался мне куцым, если только он не часть грандиозной тетралогии.